Из медицинских сериалов Ирина Островская предпочитает «Анатомию страсти» (Grey's Anatomy). В этой теледраме затрагиваются вопросы медицинской этики, эвтаназии, информированности пациента. «Доктора Хауса» Ирина Владимировна тоже смотрела. «Диагнозы он ставит верные. Но как грубо ведёт себя с пациентами! — возмущается специалист в области сестринского дела Островская. — Иногда Хауса хочется убить!»
Какая разница, как ведёт себя врач? Лишь бы лечил хорошо.
Разница очень большая. Слово лечит. Если после общения с врачом вам не стало легче, — это не врач. Что бы ни делал медик, прежде всего, он общается с пациентом. Инъекция — это общение. Можно сделать её мягко или со шлепком, аккуратно или так, что жидкость потечёт. А представьте ваше состояние, если медсестра смотрит на вас и — молчит.
Работая над кандидатской диссертацией, я провела исследование в нашей Районной больнице и выяснила, что для пациентов идеальная медсестра на 80% состоит из качеств, помогающих ей общаться с пациентом, и лишь на 20% — технически выполнять манипуляции. Для людей стиль общения сестры важнее её профессиональных навыков!
Может, пора разработать для больных памятку «Как правильно общаться с медиком» по типу «Как вести себя при ДТП»?
Пациент не должен выстраивать отношения с медиком. Он находится в состоянии изменённого сознания. Это медсестра должна учитывать его состояние и понимать человека. Если пациент опаздывает, — это не значит, что он хочет насолить сестре, может быть, он просто очень боится.
Злые медсёстры — это непоправимо?
Всё поправимо. Если человек изначально добрый, умеет слушать и понимать, то его просто нужно научить общаться с пациентом. К сожалению, у нас непациентоориентированная терапия. Мы больше думаем о безопасности и удобстве врача и сестры, чем пациента.
С другой стороны, работа медсестры очень опасная. Когда она выпускает воздух из шприца — это же всё распыляется в кабинете. А вы знаете, что к коже больного онкологией после химиотерапии нельзя прикасаться без перчаток двое суток?
И зарплаты у них маленькие.
Не везде так. В Москве медсёстры избалованы — зарплаты в 30-40 тысяч для них порой маловаты. Главные медсёстры могут получать 60-70 тысяч. Но в регионах зарплаты смешные. Медсёстры вынуждены работать на полторы-две ставки. Нехватка сестёр частично устраняется этим.
А вот конкурсы в медицинские вузы очень высокие.
При этом все хотят получить лечебную специальность, а не сестринскую. Хотя в России с 1991 года есть высшее сестринское образование (ВСО). В 1995 году был первый выпуск. За 15 лет выпущено 20 тысяч медсестёр с высшим образованием.
Не хочу никого обидеть, но зачем сестре высшее образование?
Медсестра с высшим образованием может работать директором хосписа, заместителем главного врача по работе с сестринским персоналом, заведующей отделением сестринского ухода, занимать другие управленческие должности. Она способна заменить врача-диетолога, врача-геронтолога. Вероятно, одна из причин, почему ВСО в стране развивается медленно, — сопротивление врачебного сообщества. Врачи почувствовали определённую конкуренцию со стороны медсестёр с высшим образованием.
Напоследок вопрос о личном. Как получилось, что вы, инженер-электронщик, стали экспертом в области сестринского дела?
Действительно, в 1981 году я окончила Курский политех по специальности «Электронные вычислительные машины» и попала на ЗЭМЗ. Но лет через пять поняла, что мне неинтересно читать книжки про ЭВМ. Уже началась перестройка. Я перешла в Дом культуры Скобянки руководителем молодёжного центра, потом работала в ДК кассиром и одновременно окончила курсы массажа.
Начав практику, поняла, что мне не хватает медицинского образования. Поступила в наше медицинское училище на сестринское дело. После года работы медсестрой в Районной больнице меня пригласили в медучилище преподавать. Я поняла, что надо учиться дальше, поступила в Сергиево-Посадский гуманитарный институт и в 1997 году его окончила по специальности «Психология».
Ряд лет преподавала в медучилище, затем приняла приглашение профессора Галины Перфильевой, которая создавала в Первом Московском медуниверситете им. И. М. Сеченова кафедру сестринского дела.
В 2008 году поступила и в 2011-м окончила Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации по программе «МВА — Менеджмент в здравоохранении». Руководство вуза потребовало, чтобы я взялась за докторскую диссертацию. С сентября берусь.
Игорь Борисов
Фото: Александр Филатов
Справка:
Ирина Владимировна Островская, доцент кафедры управления сестринской деятельностью Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, кандидат психологических наук, МВА.
Опыт преподавательской работы более 17 лет. Ведёт дисциплины: теория управления, менеджмент и лидерство, социальная патология, девиантология, профессионально-этические основы социальной работы и другие.
Является одним из авторов учебников «Менеджмент и лидерство», «Теория сестринского дела». Автор учебника «Психология» для студентов медицинских училищ и колледжей.
Член Ассоциации медицинских сестёр России, член Международного почётного общества медицинских сестер STTI, член генерального Совета НП «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием».
Заместитель главного редактора журнала «Медицинская сестра».
Комментарии
Ирина Владимировна потрясающий человек и педагог от бога!!!!!!
мы гордимся ирой!!!!
*Чудо из чудес!* ,но........., а что вы думали! Мне с ней ещё общаться ,не менее двух лет, ЕСЛИ ПОВЕЗЁТ!
Да, Ирина Владимировна самый строгий, справедливый и классный преподаватель! На ее занятиях ты погружаешься полностью в тему и к концу занятия. даже у самого бестолкового студента остается что-то в голове. Я рада, что знакома с ней!!!
RSS лента комментариев этой записи