Во время геноцида в Руанде в 1994 году погибло около 800 тысяч человек. Американец, ставший свидетелем этой трагедии, рассказал о проблеме выбора и терпимости.
Встреча с Карлом Уилкенсом состоялась в библиотеке Розанова 25 мая. Глядя на этого улыбающегося человека, трудно было представить то, что он пережил. Вместе с женой и тремя маленькими детьми он приехал в Руанду с гуманитарной миссией за четыре года до того, как одни руандийцы стали убивать других, только потому, что в паспорте у них была указана другая этническая принадлежность. Показанные Карлом фотографии друзей семьи и детей, играющих вместе с соседскими, ясно давали понять, насколько они сблизились с местным населением. Настал день, когда иностранцев стали эвакуировать из страны. Но Карл не уехал. Отправив семью домой, он остался помогать тем, кому мог помочь.
Рассказал Карл и о том, как его в детстве пугали русскими, и что его мнение о них сильно изменилось после радушного приема в России. Поэтому так важен личный контакт между людьми – любая пропаганда будет бессильной.
Он обратил внимание на то, что в корне нетерпимости лежит одна простая мысль – «Мой мир был бы лучше без тебя». На самом деле, ошибка в том, что «мой мир» существует только у нас в голове и границы устанавливаем мы сами.
В конце встречи Карл дарил свою книгу под названием «Я не уеду» и оставлял в ней одну надпись – пожелание быть всегда смелым.
Мария Григоренко
Фото: Наталья Иванова
Что произошло в Руанде в 1994 году:
Этнос хуту, составляющий 85% населения Руанды, истреблял этнос тутси, насчитывающий 12%. Геноцид длился три месяца. 800 000 были убиты при тогдашнем населении страны в 7 млн. В этом участвовало 200 000 убийц.
Карл Уилкенс: «Давайте все поедем в Руанду!»
Он не осваивает бюджеты и не создаёт организации. Карл Уилкенс (Carl Wilkens), единственный американец, остававшийся в Руанде во время геноцида 1994 года, ездит по миру и лично рассказывает людям «истории». Его цель, ни много ни мало — изменить сознание слушателей, и через это сделать мир лучше.
Из выступления Карла Уилкенса:
Часть увиденного настолько ужасна, что я не могу об этом говорить.
Я уже больше тысячи раз рассказывал, что творилось в Руанде. Если бы я этого не делал, я бы не сберёг душевное здоровье.
Многих убили в церкви, где жертвы укрывались в надежде спастись.
Это не была гражданская война. Вырезали целые семьи.
Идея геноцида: «Мой мир был бы лучше без тебя».
Я рассказываю истории, которые могут повлиять на то, что люди думают.
Идея толерантности: «Мой мир вместе с тобой будет лучше!»
Мне стыдно, но меня воспитывали, что мой враг — Россия. Приехав впервые в Россию в 2001 году, я понял, что мне врали.
Нужна деконструкция образа врага.
Мне предлагали оружие, я сказал: «Не надо». Были моменты, когда я мог бы его применить. Но оружия не было, и я искал другие решения.
Случались невероятные вещи. Человек в правительстве, повинный в гибели тысяч людей и позже признанный преступником, поддержал детский приют, где спаслись сотни. (Приют, где работал Карл Уилкенс. — Ред.).
Дамас, директор приюта, сказал: «Здесь нет ни хуту, ни тутси, только руандийцы». Вначале у нас было 80 детей, через три месяца — 400.
Сейчас в Руанде одна из самых быстрорастущих экономик.
В правительстве Руанды больше женщин, чем в каком-либо другом. Более половины парламента — женщины. 30% мэров — женщины.
Руандийцы никого не обвиняют. Они говорят: «Мы сами сделали это с собой».
Я хочу обсуждать проблемы с людьми, чтобы не доводить до войны.
Давайте все поедем в Руанду!
Последнее было сказано в шутку, но эта шутка со смыслом. Нам бы не помешало вглядеться в Руанду как в зеркало и ужаснуться, к чему может привести этническая нетерпимость. — Ред.
Комментарии
Карл - прекрасный оратор! Такие встречи надо проводить как можно чаще. Спасибо ТРК "Радонежье" и отделению СПРО СЖР за организацию этого мастер-класса милосердия и толерантности. Миротворцы есть во всем мире. Их нужно знать в лицо, с ними нужно тесно взаимодействовать и повсеместно защищать права человека.
RSS лента комментариев этой записи