21 сентября 2012 года
Сергиев Посад не настолько велик, чтобы следы события незаметно растворились в круговерти обыденности. Весть о том, что гимназия имени И.Б. Ольбинского «всегда ставила отличные спектакли, но в этом году получилось что-то совсем невероятное», быстро облетела город.
В минувшее воскресенье «Питер. Репетиция» смогли увидеть все желающие – вход в гимназию на спектакль был свободным. Фантастическое действо, заворожившее зрителей с первой минуты, ломало все стереотипы, связанные с понятием «школьный спектакль»: никакой кустарности, доморощенности и небрежности, всё очень серьёзно, глубоко и осмысленно. На сцене не было одиннадцатиклассников – были герои, прожившие сложнейший период своей жизни на сцене и разделившие его со зрителями.
Кто стоит за победой гимназистов?
Скромный молодой человек, которого с первого взгляда невозможно отличить от гимназистов – преподаватель мировой художественной культуры Александр Демахин, по совместительству – режиссёр спектакля «Питер.Репетиция», ставшего настоящим событием этой осени. Про таких говорят – «педагог от Бога», намекая, что авторитет и мудрость вовсе не являются прямым следствием преклонного возраста.
ДОСЬЕ
Александр Александрович Демахин
Родился в 1985 году. Сначала учился в школе №6, с 1997 году поступил в гимназию.
2002 - поступил в Литинститут на семинар Инны Вишневской и в РГГУ на факультет театроведения и киноведения. РГГУ оставил через полтора года.
2003 - премия «Действующие лица» за пьесу «Бабий дом».Стал педагогом дополнительного образования гимназии имени И.Б. Ольбинского.
2005 – премия «Триумф» за достижения в области искусства с подачи Андрея Вознесенского. Премьера театральной постановки по пьесе «Бабий дом» в «Школе современной пьесы».
2006 – драматургическая премия «Мы дети твои, Россия» за пьесу «Утро». Начал преподавать курс мировой художественной культуры в гимназии имени И.Б. Ольбинского.
2007 – окончил Литинститут.
2008 - стал завучем в гимназии.
2009 – поступил в ГИТИС на режиссёрский факультет Сергея Женовача.
2010 – победитель районного конкурса «Учитель года».
2011 – победитель областного конкурса «Учитель года».
2012 – готовится к участию в российском конкурсе «Учитель года».
Имеет публикации по драматургии и педагогике. Холост.
НАЧАЛО
Как получилось, что вы начали преподавать в школе?
Для начала я пришёл сюда учиться. Когда заканчивал гимназию, думал: «Всё, ура, до свидания!» Но уже на первом курсе понял, что мне как-то очень не хватает того, что здесь было, и захотелось придумать повод, как сюда вернуться. Я тогда начинал учиться сразу в двух вузах – в Литинституте и в РГГУ, в обоих очно… Да, это была очень авантюрная история. У меня было два общежития и даже две стипендии, но это получилось случайно: я собирался учиться в Литинституте, но в РГГУ меня тоже зачислили, даже по копии аттестата… Именно в РГГУ на киноведении я увидел настоящее кино. Интернет тогда не был так развит, посмотреть классику того же Феллини было негде. Я решил, что если бы фильмы, которые разбирались в РГГУ, увидел школьник, это оказалось бы нелишне. С этой идеей я и пришёл к директору гимназии Иосифу Борисовичу Ольбинскому. Кинокурс я веду до сих пор.
А как же пресловутая почасовая ставка? Ведь эта дисциплина не входит в перечень школьных дисциплин.
Конечно, нет. Это своеобразный клуб по интересам для учеников. Я начинал его вести как внештатник. Параллельно, учась в Литинституте, я отправил свою пьесу «Бабий дом» на российский конкурс драматургии «Действующие лица». Так получилось, что мне присудили за неё первую премию. Вокруг меня сразу как-то всё зашевелилось, «Радонежье» приехало снимать сюжет, и Иосиф Борисович подумал-подумал, и решил меня зачислить в штат (смеётся).
Как получилось, что вы начали преподавать именно МХК?
У нас ушёл педагог, который вёл этот предмет, и Иосиф Борисович предложил мне вести уроки МХК. Я тогда сказал: «Понимаете, я не знаю историю искусства. Это серьёзно. Я знаю только историю литературы». И директор мне сказал: «Ну ладно. Узнаешь. Всё будет нормально». И первый год преподавания у меня был совершенно сумасшедший – было очень интересно всё это узнавать. Я погрузился в предмет полностью и получал от этого удовольствие, и детям очень нравилось совершать какие-то совместные открытия…
Каковы плоды преподавания?
Я составил свою программу по предмету и два года назад утвердил её как авторскую на областном уровне. Государственная программа предполагает сначала изучение стилей и жанров, затем – тем и образов в искусстве и лишь в последних классах всё систематизируется. Я пошёл другим путём: весь изучаемый материал синхронизируется и даётся в комплексе, чтобы не было разрыва в осмыслении. Я не понимаю, как можно говорить об образах эпохи Возрождения и барокко, если эти периоды в голове человека никак не разводятся… Логичнее, по-моему, не изучать образный язык с последующим изучением истории искусства, а запускать эти процессы параллельно. Это защищено в моей программе.
Детям ваша программа по силам?
Когда я вижу ребят, которые пришли к нам в седьмой класс ,я убеждаюсь год из года: мы даём им меньше по сравнению с заложенным в них потенциалом, с их запросом. Мы видим детей, которые пришли получать образование нового качества, и они могут гораздо больше, чем мы их занимаем.
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Школьные спектакли в гимназии перешли на качественно иной уровень и встали на платформу серьёзной драматургии с вашей подачи. Как вы к этому пришли?
На самом деле, я начал помогать ставить спектакли сразу,как пришёл в гимназию, но тогда это было больше похоже на какую-то самодеятельность. Когда я закончил Литинститут, подход к постановкам поменялся. Уже пять лет мы делаем спектакли, за которые не стыдно. Мы делаем это профессионально – по крайней мере, пытаемся.
Ученики готовы к таким экспериментам?
К этому нельзя быть готовым: в течение предыдущих четырёх лет гимназисты не занимались театром, никаких специальных навыков у них нет. Но при этом ребята, перешедшие в одиннадцатый класс, должны поставить спектакль - такова традиция. Детям надо очень сильно помогать – заниматься актёрским мастерством, сценографией,чем-то ещё… Это очень серьёзное занятие.
Почему так серьёзно? Зачем?
Штука в том, что если вот так основательно подходить к делу, то в последние дни перед премьерой у ребят появляется общность, они становятся другими. И это видно! Они сейчас другие совершенно. Ребята сами говорят: «Мы обрели новые качества в отношениях друг с другом». Дело не в том, что они стали актёрами – они как-то по-другому друг друга прочувствовали, пройдя через это. За пять лет серьёзной работы нам это стало очевидно. И поэтому мы всегда бьёмся за результат: даже если первую неделю ничего не получается, мы движемся вперёд.
Кто пишет сценарии?
По большому счёту, это труд коллективный. Мне нравится, что мы берём литературные произведения. Но мы ставим их не по словам, а придумываем вокруг них какую-то свою историю, разворачиваем сюжет, формируем идею. Вместе ищем ходы, говорим о смыслах. В прошлом году мы играли спектакли по мотивам «Путешествия Голубой стрелы» Джанни Родари и «Алисы в стране чудес» Кэрролла. Раньше была «Планета», поставленная на сочетании повестей лётчика и «Маленького принца» Сент-Экзюпери, где автор на одной из планет встретился со своим вымышленным героем, принцем. Был и «Том Сойер» - в этом спектакле мы использовали фрагменты современных пьес, в которых подросток оказывается в проблемных ситуациях, и другую бытность, созданную Твеном для Тома Сойера. В современном мире у героя появлялись проблемы, но в параллельной реальности Тома Сойера он их решал.
Вы ставите очень сложные пьесы. Как ребятам удаётся «созреть»для таких перформансов?
Моя коллега Татьяна Алексеевна Ширяйкина выходит с нашими актёрами на личностные уровни общения. Она мастер в этом деле. Так формируется личностный смысл, огромный и важнейший пласт работы над спектаклем.
Как строилась работа в этом году?
В этом году мы начинали репетировать обычного «Питера Пена», но за две недели до премьеры появилась идея о «внешней рамке» - репетиции в театре. Получилось две сюжетные линии – о мальчике Питере Пене и о репетициях в театре, где ставят о нём спектакль. Все изменения и дополнения вносили уже за рамками сценария. За три дня до показа мы с Татьяной Алексеевной сели и сказали друг другу: «Ничего не понятно. Мы запутали детей, запутали себя. Будем делать вид, что так и надо, что просто никто ничего не понял». Но за эти три дня все пазы удивительным образом сошлись. На последнем прогоне вдруг произошло невероятное: ребята совершили открытие и сыграли так, что и смысл появился, и история стала понятной. Раскрылись внутренние резервы артистов, которые весь август были погружены в подготовку спектакля.
Александр Александрович, театра нет в школьной программе, вы не обязаны это делать, на качестве ЕГЭ такие вещи не отражаются…Зачем вам это нужно?
Спектакль – невероятное важное образовательное событие. Образовательное, потому что действительно помогает образованию очень многих вещей в человеке несмотря на то, что никак не вписывается в урочную систему. Мы занимаемся этим на периферии – в каникулы, после уроков, летом. И это мощнейшая традиция, заложенная Иосифом Борисовичем: одиннадцатая параллель ставит спектакли к 1 сентября и на Новый год. Для старшеклассников это дело чести. Последние годы мы держим высокий уровень, и каждый поток хочет сделать не хуже, чем это было у предшественников. Уже не первый год возникают настроения вроде «давайте освободим выпускников от новогоднего спектакля – им надо к ЕГЭ готовиться, пусть десятиклассники ставят». И каждый год одиннадцатые классы защищаются, ни одна параллель ещё не уступила своего права. Я считаю, это правильно – ребята понимают, что уходят, это их последний год, поэтому они делают это по-другому. У них другое ощущение того, что они хотят передать, им есть, что нести. И я счастлив, что могу прожить с ребятами это время и быть им полезным.
Сложно творить с детьми?
С людьми в период становления личности очень интересно общаться, потому что от них чувствуешь активную жизненную энергию, у них невероятно насыщенное эмоциональное осмысление себя и мира. А ты находишься с ними в одном силовом поле и помогаешь его качественно выстроить. Позитивный поток настолько удивительный, что я им иногда завидую.
Как складывается судьба «звёзд» школьных спектаклей?
Бывают очень чудесные истории. После школы я трижды поступал в ГИТИС на режиссёрский. Два раза не поступил, третий раз повезло больше, но я не пошёл на последний экзамен, потому что мне не очень нравилась мастерская, в которую я попадал. И вот в 2009 году я снова подал документы в ГИТИС – просто пошёл, чтобы мышцы размять, ни на что не надеясь. И меня взял в свою мастерскую Сергей Женовач, признанный мастер режиссуры. В этом же году ГИТИС штурмовал наш выпускник – Ваня Василевский, сыгравший в нашем спектакле Тома Сойера. И он тоже поступил к Сергею Женовачу, только на актёрский факультет. Мы с Ваней теперь учимся на одном курсе, сегодня вечером играем в одном спектакле.
ГИМНАЗИСТЫ ГОВОРЯТ
Сергей Климов (мистер Дарлинг):
Если говорить об этом спектакле, то это – заслуга исключительно Сан Саныча: его идея, его концепт. Мне кажется, ему с нами повезло: в некотором смысле, мы пластилиновые, готовы к любым экспериментам. Сам Сан Саныч несколько раз сказал, что очень горд тем, что в этом году наконец-то получилось то, чего давно хотелось.
Анна Солдатова (Венди):
У актёров, конечно, есть роли, которые должны быть хорошо сыграны, но есть роль самая главная, и она принадлежит Сан Санычу. Всё, что вы здесь сегодня увидели, получилось благодаря ему. Это полностью его идея. Во время подготовки спектакля мы узнали его с другой стороны – он потрясающий человек. Ощущение от спектакля очень сложно передать – это живёт внутри нас, это что-то новое. У Сан Саныча всё получилось.
Илья Беляков (Питер Пен):
Мне кажется, в этом спектакле – весь Сан Саныч. Это тот человек, который поделился с нами собою. Мы поделились собою с ним, и эти две части соединились в одно сильное целое. Мы очень старались, этот спектакль не играли – просто жили. Когда перед спектаклем мы ходили за кулисами, было страшно. Когда после спектакля мы вышли за кулисы, стало жалко: кончилось что-то очень важное. Это была настоящая жизнь, и хочется ещё жить и жить.
Август у меня был достаточно тяжёлый: по болезни я пропустил первую неделю репетиций, на роль Питера Пена должен был пробоваться другой актёр. Но в какой-то момент что-то произошло, и мы всё-таки нашли с Сан Санычем какие-то мостики… И так, я думаю, было у каждого актёра.
Ярослав Жуков (Крюк №1):
Я считаю, что сегодняшний спектакль – это колоссальная работа Сан Саныча. Он полностью отдался, полностью вложился – вы сами, наверное, видели, как он переживал и следил за всем происходящим на сцене из зала. Фактически он создал этот спектакль.
Август мы прожили здесь, в гимназии. 31 августа у нас был прогон, нас снимало «Радонежье». До выхода на сцену мы буквально полчаса поговорили о смыслах этого спектакля, о том, что мы вкладываем в каждое действие. И Сан Саныч так нас вдохновил, что у нас всё получилось. А до этого момента у нас не было даже чёткого представления, что мы вообще делаем. Его энергия такова, что её невозможно не взять, она же просто пропитывает всё вокруг. И ты начинаешь ею жить.
Максим Паньков (Малыш):
Сан Саныч всю душу вложил в этот спектакль. Это его детище, его творение. Представьте такую ситуацию: вы над чем-то упорно работаете, очень стараетесь; что-то не получается, вы хотите всё бросить, но потом, когда вы слышите эти комментарии, аплодисменты и слова потрясённых зрителей… Это большое счастье. Это его творение, его 100% работа. Накануне премьеры нам было сложно представить, что мы вообще делаем, а потом он нам всё рассказал, и мы прониклись идеей. Только благодаря ему у нас всё получилось.
Артём Малеваный (Крюк №2):
Сан Саныч у нас человек творческий, он ведёт буквально каждый креативный проект в гимназии – процентов на 90 они его рук дело. То, что происходило на сцене – это всё он. Прошлый спектакль «Туман в Сан-Антонио» - тоже его заслуга. Он нас собрал, всему научил, всё показал, всё рассказал, и мы это сделали. Он зажигает, да. Это надо чувствовать: когда человек даёт энергию, её просто надо взять. Мы взяли и отдали зрителям.
Елена Гарницарик (участница танцевальной группы):
Вклад Сан Саныча в это действо огромный. Он нас всех здесь собрал, вдохновил, написал сценарий. Для нас это было чем-то удивительным. Мы сначала не могли понять, чего хотим от этого спектакля, что хотим поставить, что мы хотим донести до вас, что мы сами хотим. Но потом… У нас был очень долгий процесс, мы долго решали, что же в конце концов должно быть. Но перед премьерой Сан Саныч сказал на последней репетиции: «Всё, это будет так!». И у нас всё получилось. Сан Саныч – наш самый главный вдохновитель.
Попрощаться с таким интересным рассказчиком, как Александр Демахин, непросто. Ещё труднее - скрыть от читателя (то есть оставить в архивах) интересные моменты разговора, в которых раскрывается личность собеседника. А потому - бонус для вдумчивого читателя: Сан Саныч в цитатах.
МЫСЛИ ВСЛУХ
«В школе физкультуру терпеть не мог. Поступил в ГИТИС, у меня начались занятия по сценодвижению. И мне показалось, что там происходит что-то иное. В школе – вечные нормативы, соревнования на скорость, силу, высоту… В ГИТИСЕ начали заниматься владением своим телом, ритмом движения, отношениям с партнёрами. Там тоже надо быть физически подготовленным! Занятие начинается с получасовой неслабой разминочки, но она нацелена не на норматив, а на раскрепощение человека, на его владение своим телом. И я, например, считаю, что если физкультура была бы в эту сторону направлена, она оказалась бы невероятно полезной».
«Очень хочется снова писать пьесы, но не получается. С того момента, когда я начал работать в школе, вся энергия ушла в другое русло. Надо писать каждый день, это важная штука, но сейчас эта сторона моей жизни не в активной фазе. В глубине души я об этом очень грущу».
«Стараюсь не думать про финансовую составляющую работы в школе. Говорят, что в Москве учителя больше получают, но я специально не узнаю, чтобы несравнивать. Не хочется думать об этом факторе. Пока получается жить, и слава Богу».
«В чём я вижу отличие школы от института, так это в том, что в школе происходит развитие и формирование личности, а в институте начинается уже профессиональная специализация. Философ Мамардашвили говорил, что если человек не почувствует какие-то вещи в юности – такие, как любовь, пейзаж, что-то ещё, то он их не почувствует больше никогда. Можно будет понять, осознать, но не почувствовать. Мне видится в этом какая-то правда».
«К нам на линейку однажды приехал большой чин из области и сказал: «Я уверен, что школа – это коридор в вуз». Слушайте, сколько же можно жить в коридоре-то? Один коридор – в вуз, другой коридор - на работу, работа –коридор можно догадаться куда… Школа – это не коридор, а пространство для жизни. Здесь надо проживать жизнь с детьми по полной. Ребёнок получает оттого, что вместе с тобой что-то проживает. Совместное проживание, со-бытие – это образовательный фактор, и школа должна организовать со-бытие. Если в семье ребёнок получает модели межличностных отношений, то в школе раскрываются социальные модели отношений».
«Когда мы однажды сидели за этим же столом с Иосифом Борисовичем, он сказал: «Придумать бы измеритель развития личности!» Я тогда ответил: «Не придумаешь такой измеритель, наверное…» Но сейчас я часто думаю над его словами. Хочется нести ответственность, особенно, когда сообщают о страшных случаях детского суицида или чего-то ещё. В такие моменты думаешь: «Как понять, что на самом деле ты вложил в ребёнка, чего достиг, а чего не достиг?» Врачу или строителю результат понятнее, а здесь приходится часто задумываться…»
Завершить интервью хотелось бы новостью недели: впервые в истории нашего района Сергиев Посад будет представлен на всероссийском конкурсе "Учитель года". Делегатом станет Александр Демахин.
«УЧИТЕЛЬ ГОДА»: НЕ В ЗВАНИИ ДЕЛО
В позапрошлом году вы стали победителем районного конкурса «Учитель года». Как вы туда попали? И зачем вам это вообще нужно?
Пока я не участвовал в таких конкурсах, очень скептически к ним относился – кому это надо? Когда пришло время аттестации на категорию, ко мне пришла комиссия и сказала: «Тебе надо участвовать в конкурсе». Я сказал: «Конечно, конечно!» А сам подумал: «Ну ладно, когда это ещё будет!» Но вечером того же дня мне позвонили и сказали, чтобы я собирался на установочный семинар.
У вас поменялся взгляд на конкурс?
На самом деле это оказалось очень хорошим мероприятием. Особенно много я открыл для себя после участия и победы в областном конкурсе в прошлом году. Раньше я никогда не общался с другими педагогами на уровне области, но благодаря конкурсу узнал многих хороших учителей из Клина, Люберец, Коломны и других городов Подмосковья. Знаю, например, одного потрясающего физрука, который инкорпорировал свои уроки с современной танцевальной культурой – получилось очень интересно. Цель конкурса – не объявить лучшего, а объединить педагогов в творческое сообщество. До участия в конкурсе я даже не подозревал, что есть столько интересных учителей. Все участники объединены в клуб «Педагог года Подмосковья», мы общаемся друг с другоми после завершения конкурса, чтобы творческая жила пульсировала постоянно.
В этом году вы будете участвовать в общероссийском конкурсе «Учитель года». Впервые наш район будет представлен на столь высоком уровне. Уже известно, что вас ожидает?
22 сентября все участники уезжают в Липецк – конкурс будет проходить там. Первый тур будет состоять из пяти этапов: презентации своей методики, открытого урока, беседы с учениками, беседы с родителями, оценки сайта учителя. Тему урока участникам объявят за день до занятия в совершенно незнакомом классе. Если на презентации методики были заявлены какие-то особенности преподавания, то независимо от темы урока они должны быть продемонстрированы и раскрыты. Темы для бесед объявят за 5 минут до начала – сделано это не для того, чтобы загнать конкурсанта в угол, а чтобы оценить его импровизационные способности. После первого тура из 77 участников отберут 15 – они получат звание лауреатов. Второй тур будет состоять из двух этапов: мастер-класса и круглого стола. Мастер-класс будет длиться 20 минут, в течение которых участник перед высоким жюри должен представить некую технологию или образовательную философию, интересную и полезную для преподавателей. Круглый стол будет вести известный ведущий; в течение часа участники будут дискутировать на определённую актуальную проблему образования. По итогам второго тура будут отобраны 5 победителей. Их допускают на третий тур– встречу с министром образования, которая будет транслироваться в прямом телеэфире. После встречи будет определён абсолютный победитель. Финалом конкурса станет встреча всех конкурсантов с Президентом третьего октября.
«КОПЕЙКА»-БЛИЦ
Любимая книга?
Cудьбоносной оказалась книга Германа Гессе «Игра в бисер». Недавно я перечитал роман и понял, что по очень многим точкам романа прошла моя биография.
Самое яркое впечатление?
Сильнее жизни выпускного класса ничего не было. Там всё совпало:спектакль, который мы делали, первая влюблённость, самая сильная и неразделённая,потрясающие книги, которые на меня обрушились… Это была концентрация эмоциональной жизни.
Предмет гордости?
У меня есть такое ощущение, что мои учителя передали мне нечто, некий шар или горсть песка, чтобы я передал это дальше, добавив, разумеется, что-то от себя. И когда чувствуешь, что сделал кого-то еще сопричастным этому общему, испытываешь гордость.
Цель в жизни?
Не останавливться, всё время находится в процессе. У нас и в спектакле эта мысль заложена.
Кто из великих, по-вашему, достоин восхищения и изучения?
Меня интригует такой человек, как Александр Сергеевич Пушкин. Он проживал невероятно насыщенную жизнь, сильно чувствовал, влюблялся, путешествовал и в то же время находился в постоянном саморазвитии, мог глубоко анализировать себя и вдумываться в мир, его окружающий.
Ольга Канатникова
Добавить комментарий