26.09 главный хранитель Сергиево-Посадского художественно-педагогического музея игрушки Тамара Атюшева ответила на вопросы КОПЕЙКИ, вызванные сообщениями Санкт-Петербургских СМИ о возвращении коллекции игрушек царской семьи в Александровский дворец. (См. на сайте: "Сокровища Сергиева Посада: кто-то договаривается втихую?" от 29.07.2010).
- Музей существует с XVIII века и насчитывает около 500 тысяч экспонатов. Царская коллекция игрушек поступила в музей в 1932 году, однако нет документов, которые бы свидетельствовали, на основании каких постановлений или распоряжений игрушки оказались в музее.
В Александровском дворце Царского села в 1918 году открылся музей Дворянского быта. Позднее в одном крыле дворца разместился дом отдыха НКВД, в другом крыле - детский дом Юных Коммунаров. В 1929 году Дворянский музей оказался не ко двору, его экспонаты начали раздавать по другим учреждениям, не обязательно музеям. Например, игрушки передавались в детские дома, книги отдавались в библиотеки. В 1930 году Александровский дворец для посетителей был окончательно закрыт, а судьба многих уникальных предметов, находившихся там, осталась неизвестна.
Можно только благодарить сотрудников Александровского музея, которые передали в Загорск около 500 предметов игровой среды, принадлежащих царской семье. Это счастье, говорит Тамара Никитична, потому что после революций и войн коллекций семейного быта в России почти не сохранилось. Российские музеи намного беднее экспонатами детских игрушек в сравнении с европейскими. Если не ценится человеческая жизнь, до игрушек ли? И многое было просто уничтожено. Поэтому отрадно, что сохранилась цельная коллекция, на основании которой мы можем говорить о традициях дворянского воспитания, о предметном ряде, на котором воспитывались эти дворяне.
Загорский музей игрушки до 50 лет не имел своего помещения, экспонаты находились в ящиках, и только в 1980 году (спасибо, Московской олимпиаде. - прим. КОПЕЙКИ) Музей игрушки получил старинный особнячок бывшего коммерческого училища над Келарским прудом.
В 1984 году Государственный НИИ Реставрации обратился с просьбой передать на реставрацию вещи царской семьи. Тогда и обнаружилось, что для нашей страны (см. революции, войны, варварство и воровство) коллекция поистине уникальна. В течение 5 лет вещи были в реставрации. Всего же за это время ГНИИР провёл только две выставки. И в 2000 году в Государственной историческом музее была проведена выставка - это было явление царских игрушек публике. Был выпущен каталог "ОТМА" (такой аббревиатурой подписывали свои открыточки "папА и мамА" - их дочери - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия). На выставку в Историческом музее, кроме Сергиева Посада, представили коллекции и Царское село, и Эрмитаж, и Павловск, и другие. Коллекция, которая когда-то была собрана в Александровском дворце была "распылена" по многим музеям. И особенно после того в конце войны коллекции мигрировали по пригородам: из Гатчины в Павловск, из Павловска в Царское Село, а оттуда в другой пригород Ленинграда, - разобраться кому изначально принадлежала та или иная вещь в том или ином музее, сейчас представляется делом очень нелёгким. Питерцам бы самим разобраться что у кого чьё.
Но свет сошёлся клином на Сергиево-Посадском музее. "Уход" царских игрушек обеднит коллекцию. Но дело не только в этом. С игрушками необходимо провести большую реставрационную работу.
Коллегам из Александровского дворца, имеющим прекрасные реставрационные мастерские, предлагали взять на долговременное хранение царские вещи, сделать аналоги. Сейчас во многих музеях представлены репликанты - новоделы. Для посетителя это не столь важно, уверена Тамара Атюшева, мы апелируем к эпохе, времени, стилю...
В наш прекрасный город со всего мира люди съезжаются, чтобы увидеть подлинные вещи, а в прекрасном восстановленном Александровском дворце увидят прекрасно изготовленные вещи. Как это сделали с Янтарной комнатой.
Сергиево-Посадский музей игрушки сотрудничает с Александровским дворцом, участвовал в совместных выставках в Германии, в США. И Тамара Никитична тут же вспоминает, как в одной из кафешек к сидящим за столиком музейным работникам из России подошла женщина и принялась благодарить за сына - трудного подростка, который несколько раз ходил на выставку и едва не плакал, настолько его тронула трагедия царских детей из другой эпохи и с другой стороны земного шара. Выставку "Николай и Александра. В гостях у последнего русского царя" в Америке проводили как наши, так и американские музеи, представившие раритетные драгоценности, проданные с аукционов ещё в первые годы советской власти.
А в России подобной выставки не было. Не учат у нас молодёжь добру. И слово честь забыто... И много чего ещё, без чего человек не может оставаться человеком и опускается на четвереньки.
На вопрос КОПЕЙКИ, верны ли сообщения о том, что Сергиево-Посадский музей игрушки подарил Царскому Селу 13 царских кукол, которые украсили Мраморный зал Александровского дворца, Тамара Атюшева ответила, что это неправда.
- Директору музея игрушки Александру Грекову позвонила некая высокопоставленная дама из попечительского совета, курирующего восстановление Алесандровского дворца. В недрах этого совета возникла идея создать копии царских кукол, для осуществления проекта привлекались ныне весьма знаменитые художницы кукол. Директор отказал.
Однако потом, на торжественном открытии нескольких залов Александровского дворца оказались представлены куклы царевен. Тамара Никитишна полагает, что эти копии были сделаны с фотографий из каталога "ОТМА" Исторического музея или с фотографий, сделанных во время реставрации кукол в НИИ Реставрации.
На вопрос КОПЕЙКИ, существуют ли какие-либо правовые основания для передачи кукол из нашего музея в Царское Село, Тамара Никитична ответила, что таких оснований нет.
Чтобы, не дай бог, договориться о чём-то подобном, должны договориться руководящие ведомства. Государственный музей-заповедник Царское Село подчиняется Министерству культуры, а Сергиево-Посадский музей игрушки находится в подчинении Российской академии образования. Но даже не это останавливает. Как только нечто подобное осуществиться в одном месте, сразу включатся "часовые механизмы бомб замедленного действия" и начнут закипать конфликты - ведь у многих музеев имеются друг к другу претензии. Сколько раз за бурные годы прошлого века музейные экспонаты передавались, должным образом не оформлялись. Сейчас поддерживается стабильность в отношениях, забыты претензии и нарушать статус кво не станет ни одно ведомство.
Между музеями сложилась практика выдачи экспонатов на временные выставки с непременным возвращением на место хранения в определённые сроки. Как только возникнет прецедент невозвращения, музеи перестанут выдавать коллекции другим музеям.
А куклы - это не уникальные изделия. Немецких компаний, изготавливающих куклы в XIX веке было множество, и сегодня все европейские аукционы и частные коллекции переполнены подобными экспонатами.
Уникальность именно этих кукол в том, что их касались ручки канонизированных "Царственных страстотерпиц".
Тамара Атюшева показывает заказанные в Германии куклы: татарку и осетинку, которыми играли царевны. Девочки играли не простыми европейскими куклами, их готовили руководить многонациональным государством. Это же не просто так воспитывается, а культивируется с детства. Мы говорим о необходимости толерантности, а она прививается с самого раннего возраста. Или уже не прививается никогда.
ИЗ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ. ТАНКОВАЯ БИТВА ГУБЕРНАТОРОВ
Почему-то вспомнилось, как в апреле 2001 года в администрацию Истринского района Московской области пришло официальное письмо от губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова с просьбой предоставить немецкий танк для тематической выставки Саратовского музея боевой славы, посвященной 60-летию начала Великой Отечественной войны. Опять же ожидался там и президент Путин.
Вопросам сохранности экспоната и срокам его возвращения в письме уделялось внимания - саратовский губернатор обещал вернуть танк через пару месяцев. Губернатор Московской области попросил главу администрации Истринского района оформить передачу танка во временное пользование. Спустя недолгое время между областями был подписан договор о передаче "Тигра" во временное пользование до 22 июня 2001 года. При этом Саратовский музей брал на себя все расходы по транспортировке танка туда и обратно.
В июне танк не вернулся. В июле тоже. Руководство Истринского района попыталось было напомнить саратовцам о данных обещаниях, но внятного ответа не получило. Затем в течение почти полутора лет чиновники пытались вернуть экспонат с помощью переговоров, после чего было принято решение вывезти танк своими силами. В марте 2003 года в Саратов направилась внушительная группа - кран, тягач и машина сопровождения ГАИ. Каково же было удивление спасателей "Тигра", когда они увидели, что танк по периметру обсажен елями.
Истринские чиновники направили запрос в прокуратуру Саратовской области, а губернатор Громов отправил письмо губернатору Аяцкову. Из областной администрации ответа не последовало, а из прокуратуры пришел: "В ходе проверки было установлено, что администрация музея и министерство культуры области возражают против возвращения танка "Тигр". Истринцам было предложено обратиться в суд, что они и сделали.
Нашёлся в Саратове и ветеран, который, как ему показалось, именно этот "Тигр" подбил, и другие ветераны его поддержали, да, мол, так всё было, как же без этого, а юныё поисковики отправились в далёкие походы, чтобы доподлинно узнать почему именно этот "Тигр" должен быть на саратовской земле.
В июне 2003 года мировой судья Истринского района издал судебный приказ, в котором черным по белому значилось: "...На основании ст. ст. 622, 396 ГК РФ... возвратить управлению по культуре и спорту администрации Истринского района Московской области танк трофейный Т-VI "Тигр". Судебный приказ - это форма судебного решения, при котором права заявителя бесспорны, а должнику предъявляются требования немедленно вернуть чужое имущество. Но саратовские юристы документ опротестовали, поскольку вопрос о правах Истринского района на танк до конца не изучен. Судебный приказ был отменен, истринцы направили иск в арбитражный суд.
Кто знает, сколько ещё длилась бы эта "танковая битва", если бы не вмешались, судя по всему, некие высшие силы. Во всяком случае, Саратовский губернатор неожиданно отдал распоряжение танк вернуть. В феврале 2004 года танк был возвращен на свое прежнее место в военно-исторический музей в Снегирях. Как сообщали тогда "Вести", в Саратовском музее над "Тигром" поработали. По словам сотрудников подмосковного музея, что-то у танка свинтили, что-то спилили, но какие-то обозначения и пририсовали.
Такие дела.
Добавить комментарий