2015
В 2013 г. исполняется 425 лет с момента создания уникальной иконы-реликвии «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому», на протяжении нескольких столетий почитавшейся в качестве покровительницы русского воинства.

В 2013 г. исполняется 425 лет с момента создания уникальной иконы-реликвии «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому», на протяжении нескольких столетий почитавшейся в качестве покровительницы русского воинства. 15 августа 1585 г., в праздник Успения пресвятой Богородицы, в Троице-Сергиевом монастыре произошло сразу два знаменательных события, задуманных еще царем Иваном IV Грозным, но осуществленных его сыном. В присутствии царя Федора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Федоровны митрополит Московский Дионисий освятил Успенский собор. В тот же день царь «повеле молебен пети и переложи» мощи преподобного Сергия из деревянного гроба, в котором они находились 165 лет, в серебряную раку, привезенную накануне в монастырь царской четой. Гроб чудотворца Сергия был поставлен в Успенском соборе, а крышку царь приказал «розняти на образы». Сохранились две иконы, написанные на «чудотворцове раке» - с изображением преподобного Сергия Радонежского (1591 г.) и с изображением явления Богоматери преподобному Сергию (1588 г.).


В Житии преподобного Сергия Радонежского повествуется о явлении Богоматери Преподобному после его молитвы перед ее образом о покровительстве Троицкому монаcтырю. Богоматерь явилась в сенях кельи Преподобного, окруженная светом, «паче солнца сияющим», в сопровождении апостолов Петра и Иоанна и обещала быть неотлучной от Троицкой обители. Иконография «Явления», или «Сергиева видения», начала складываться уже в первой половине XV в. На фоне палат стоят Богоматерь с апостолами и обращенные к ней преподобный Сергий и его ученик преподобный Никон. Несмотря на то, что Никон не был свидетелем чуда (при явлении присутствовал келейник преподобного Сергия Михей), его нередко изображали в сцене «Явления Богоматери преподобному Сергию» как верного ученика Преподобного и его преемника, на что указывает свернутый свиток в его руке (ил. 1). Это «символический» вариант иконографии «Явления», который сосуществовал с другим, «историческим» (с изображением коленопреклоненных преподобных Сергия и Михея).

На левом поле иконы (ил. 2) золотом сделана пространная надпись, в которой описывается история ее создания, называется точная дата и имя того, кто «писал и окладывал образ сей». Этот человек – Евстафий Головкин, келарь Троице-Сергиева монастыря в 1571-1581 и 1583-1593 годах. Слова «писал и окладывал», вероятно, не стоит понимать буквально. Скорее всего, по его распоряжению работали профессиональные иконописцы и серебряники. Первоначальный, просуществовавший чуть более ста лет оклад был серебряным чеканным позолоченным, со сканными венцами и десятью жемчужинами «на закрепках». Дополняла убранство иконы-реликвии так же несохранившаяся подвесная пелена из красного атласа с изображением на среднике Голгофского креста и узора в виде крестов – на полях; узор был выполнен жемчужным низанием и серебряными позолоченными дробницами.

Достойно украшенную икону келарь Евстафий Головкин «положил у Живоначальныя Троицы», то есть преподнес Троице-Сергиеву монастырю, с молением «о государеве здравии и о его царице и о их чадородии». Свадьба царевича Федора Иоанновича и Ирины Федоровны Годуновой состоялась около 1578-1579 года, однако долгое время их брак оставался бездетным. По примеру предков, царская чета несколько раз обращалась к Радонежскому чудотворцу с молением о появлении наследника. Наконец, в 1592 г. у них родилась дочь царевна Феодосия (ум. 1594). Икона «Явление Богоматери преподобному Сергию», написанная «на цке чюдотворцевы Сергиевы раки», с самого момента создания пользовалась в монастыре особым почитанием, ведь при ее создании изначально была заложена идея чудотворности. В первой половине XVII в. она была помещена в киот, на створах которого написаны с внутренней стороны – фигуры святителя Николая Чудотворца и пророка Иоанна Предтечи, архангела Михаила и Ангела-Хранителя – с внешней (ил. 3). Створы, как и сама икона, были обложены серебром.
Русские цари традиционно брали с собой в военные походы множество святынь. Например, в 1552 г. царю Ивану Грозному, осадившему Казань, в качестве благословения троицкие монахи привезли икону «Сергиева видения». В 1654 г. царь Алексей Михайлович, отправляясь на войну с Речью Посполитой (1654-1667 гг.), взял из Троицкой обители три иконы, в том числе складень Евстафия Головкина. «По молитве преславныя пречистыя Богородицы и помощию и заступлением великих чудотворцов Сергия и Никона» польские войска были разбиты. 25 сентября 1657 г., в праздник преподобного Сергия, когда казалось, что война закончилась, царь Алексей Михайлович с почестями возвратил иконы в Троицкий монастырь и «повеле на сих иконах подписати». Так на иконе Евстафия Головкина, на правом поле, появилась еще одна надпись, рассказывающая о событиях русско-польской войны. Текст надписи был повторен и на серебряной пластине, прикрепленной к окладу. С тех пор икона «Явление Богоматери преподобному Сергию», написанная на гробовой доске Преподобного, участвовала в войнах: Северной 1700-1721 гг., Отечественной 1812 г., Крымской 1853-1856 гг., Русско-турецкой 1877-1878 гг., Русско-японской 1904-1905 гг. и, наконец, Первой мировой. В 1703 г. до конца Северной войны по повелению царя Петра I она сопровождала русскую армию «во утверждение надежды Российских войск и в защищение, для непрестанного в походех церковного служения и всяких христианскому народу треб» в том числе и во время Полтавской битвы 1709 г. (ил. 4).
Во время Отечественной войны 1812 г. икона была «охранением» Московскому ополчению. В 1855 г. император Александр II направил икону-складень в действующую Крымскую армию, «и брань бежала от лица Ея»: вскоре настал «вожделенный мир». В 1877-1878 годах она «сопровождала Его Императорское Величество в Турецком походе». С началом Русско-японской войны древний образ был торжественно вручен главнокомандующему русской армией генерал-адъютанту А.Н. Куропаткину «для сопутствия войскам». После очередного военного похода икону торжественно, в Святых вратах встречали наместник Лавры и вся братия и ставили на место - в иконостас Троицкого собора рядом с ракой преподобного Сергия. Обо всех этих событиях известно из надписей, гравировавшихся на серебряном ковчеге иконы. С 30-х годов XVIII в. икону украшал новый серебряный чеканный оклад (ил. 5); она была помещена в серебряный ковчег и в деревянный киот, створы которого также были украшены серебряным окладом.
Заложенная царем Алексеем Михайловичем традиция делать на окладе иконы исторические надписи сохранялась. Постепенно надписи покрыли ковчег со всех сторон (ил. 6), после чего их стали гравировать на окладе створ складня. Нет лишь надписи о нахождении иконы в ставке Верховного Главнокомандующего в 1914 г. – революционные события в России развивались так стремительно, что ее, видимо, просто не успели сделать. В 1919 г. Троице-Сергиева лавра была закрыта. Икона Евстафия Головкина стала экспонатом Сергиевского музея. Сейчас уникальную икону-складень «Явление Богоматери преподобному Сергию», написанную на гробовой доске от раки преподобного Сергия, покровительницу русского воинства, посетители Сергиево-Посадского музея-заповедника могут увидеть на одной из экспозиций филиала музея «Ризница Троице-Сергиевой лавры».

Т.В. Кузнецова

Поделиться:

Комментарии   

0 #1 Администратор 16.07.2014 16:49

Спасибо огромное за столь интересную информацию! По-моему, в суете подготовки к празднику информировать жителей и гостей города устроители празднования просто забыли(

Цитировать

Добавить комментарий

Текст комментария:

Последние материалы