5 февраля в Сергиево-Посадской центральной районной библиотеке им. Розанова состоялись ежегодные философские и историко-культурологические встречи, посвящённые памяти известного русского мыслителя и 25-летию присвоения библиотеки его имени.
Организаторы встреч отмечают, что целью мероприятия является возрождение духовности, поддержание религиозно-философских традиций, раскрытие нравственных позиций русского философа, скончавшегося в Сергиевом Посаде от голода на втором году советской власти.
До начала официальной части о Василии Розанове рассказали писатель Юрий Палагин, председатель общества защиты исторических памятников "Радонеж" Вячеслав Леонтьев, заведующий кафедрой новейшей русской литературы, профессор Литературного института им. Горького Владимир Смирнов.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Затем с докладами выступили научные сотрудники учебных заведений и образовательных центров.
Доктор культурологии, профессор Костромского государственного университета им. Некрасова Ирина Евдошина сделала сообщение на тему "К 100-летию приезда Василия Розанова в Сергиев Посад".
Профессор кафедры общественных наук Литературного института им. Горького Сергей Лебедев раскрыл тему "Василий Розанов и Николай Страхов: современники-единомышленники",.
Кандидат философских наук, доцент кафедры общественных наук Литературного института им. Горького Ольга Зайцева рассказала "О субъекте высказывания в философской прозе Розанова".
Кандидат философских наук из Литературного института им. Горького Мария Козлова выступила на тему "Розанов и Мандельштам".
Кандидат философских наук, доцент Литературного института им. Горького Александр Зимин выступил на тему "Василий Розанов и его отношение к человеку и человечеству".
Старший научный сотрудник Библиотеки истории русской философии и культуры (дом-музей А.Ф. Лосева) рассказал о мифологии Василия Розанова.
По традиции участники мероприятия посетили Троице-Сергиеву лавру, Черниговский скит, где возложили к могиле Розанова цветы, посетили дом №1 на улице Полевой, где скончался Василий Розанов.
ИЗ ВИКИПЕДИИ
Религиозный философ, литературный критик и публицист Василий Васильевич Розанов родился 20 апреля (2 мая) 1856 года в Ветлуге, Костромской губернии, в многодетной семье чиновника лесного ведомства Василия Фёдоровича Розанова (1822-1861). Умер 5 февраля 1919 в Сергиевом Посаде.
Рано потеряв родителей, воспитывался старшим братом Николаем (1847—1894). Сам Розанов позже вспоминал:
"Нет сомнения, что я совершенно погиб бы, не "подбери" меня старший брат Николай, к этому времени закончивший Казанский университет. Он дал мне все средства образования и, словом, был отцом".
В 1878 году Розанов окончил гимназию в Нижнем Новогороде и поступил на историко-филологический факультет Московского университета.
На четвёртом курсе был удостоен стипендии имени А. С. Хомякова. Тогда же, в 1880 году, 24-летний Василий Розанов женился на 41-летней А. П. Сусловой, которая в 1861-1866 годах была любимой женщиной женатого писателя Фёдора Достоевского.
Окончив университет в 1882 году, Розанов преподавал в гимназиях Брянска, Симбирска, Ельца, Белого, Вязьмы. Его первая книга "О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания" (1886) успеха не имела. В том же году Суслова покинула Розанова, отказавшись (и отказывалась всю его оставшуюся жизнь) дать согласие на официальный развод.
Большую известность получил литературно-философский этюд Розанова "Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского" (1891).
В том же году Розанов тайно обвенчался с вдовой Варварой Бутягиной, с которой у него родились четыре дочери и сын.
В 1900 году Мережковским, Минским, Гиппиус и Розановым основывается Религиозно-философское общество. К тому времени Розанов стал известным журналистом славянофильского толка, работал в журналах "Русский вестник" и "Русское обозрение", публиковался в газете "Новое время".
Будучи преподавателем Елецкой гимназии, Розанов с другом Первовым делают первый в России перевод "Метафизики" Аристотеля.
В сборниках "Религия и культура" (1899) и "Природа и история" (1900) Василий Розанов пытается найти решение социальных и мировоззренческих проблем в церковной религиозности.
Вопросам отношения церкви к проблематике семьи и сексуальным отношениям посвящён двухтомник "Семейный вопрос в России" (1903). В последующих сочинениях "Тёмный лик. Метафизика христианства" (1911) и "Люди лунного света" (1911) Розанов окончательно расходится с христианством по вопросам сексуальных отношений, о которых в то время не принято было высказываться по книжному.
В книге "Когда начальство ушло" (1910) он описывает брожение умов в период революции 1905-1907 годов.
Пресловутое брожение характерно и для самого Розанова. События 1905-1907 Розанов считал не только возможным, но и необходимым освещать с различных позиций - выступая под своей фамилией в "Новом времени" как монархист и черносотенец, он под псевдонимом "В. Варварин" выражал в других изданиях леволиберальную, народническую, а порой и социал-демократическую точку зрения.
Розанову удалось прослыть одновременно юдофилом и юдофобом. Похвала библейскому иудаизму в сочетании с чёрносотенным антисемитизмом вызывали обвинения в двурушничестве и беспринципности.
Нашумевший судебный процесс по делу Бейлиса привёл к конфликту с Религиозно-философским обществом. Общество, признавшее процесс Бейлиса "оскорблением всего русского народа", в 1913 году исключило Розанова из своего состава.
Поздние книги "Уединённое" (1912), "Смертное" (1913) и "Опавшие листья" (1913-1915) являют собой разрозненные эссе, наброски, беглые умозрения, дневниковые записи, внутренние диалоги, объединённые по настроению.
В набросках "Апокалипсис нашего времени" (выпуски 1—10, с ноября 1917 года по октябрь 1918 года) Розанов с отчаянием и безнадёжностью отмечает неизбежность революционной катастрофы, полагая её трагическим завершением российской истории.
Летом 1917 года Розановы переехали из Петрограда в Сергиев Посад и поселились в трёх комнатах дома преподавателя Вифанской духовной семинарии.
Василий Розанов открыто нищенствовал, и в конце 1918 года обратился со страниц своего "Апокалипсиса" с трагической просьбой:
"К читателю, если он друг.
В этот страшный, потрясающий год, от многих лиц, и знакомых, и вовсе неизвестных мне, я получил, по какой-то догадке сердца, помощь и денежную, и съестными продуктами. И не могу скрыть, что без таковой помощи я не мог бы, не сумел бы перебыть этот год...
...За помощь - великая благодарность; и слёзы не раз увлажняли глаза и душу. "Кто-то помнит, кто-то думает, кто-то догадался".
...Устал. Не могу. 2-3 горсти муки, 2-3 горсти крупы, пять круто испечённых яиц может часто спасти день мой. ...Сохрани, читатель, своего писателя, и что-то завершающее мне брезжится в последних днях моей жизни.
В. Р. Сергиев Посад, Московск. губ., Красюковка, Полевая ул., дом свящ. Беляева".
Василий Розанов умер 5 февраля 1919 года и был похоронен с северной стороны храма Гефсиманского Черниговского скита в Сергиевом Посаде.
Анатолий Северинов
Добавить комментарий