Фото: Борис Ведьмин на съемке в Театре на Таганке
Совсем недавно, в конце сентября, театральная общественность отмечала 100-летний юбилей Юрия Любимова – выдающегося режиссёра, во многом изменившего облик советского и российского театра. 18 октября в нашем городе будут вспоминать родившегося двумя годами раньше Бориса Ведьмина - строителя и фотохудожника, Почётного гражданина Сергиева Посада. Два этих человека были знакомы, ценили друг друга и даже дружили.
- Рассказы старого трепача
Мемуары под таким названием Юрий Любимов издал в 2001 году. Воспоминания охватывают период от похорон В.И. Ленина, свидетелем которых он был в возрасте 7 лет, и до начала нынешнего века. Понятно, что у такого человека был накоплен огромный фотоархив, и проблемой иллюстрации была только одна – проблема отбора. Перелистывая страницы, я обнаружила в книге снимки Бориса Викторовича и ещё раз убедилась, какая тесная связь существовала между ними. Притом что они не были закадычными друзьями, встречались нечасто, в основном, на репетициях и премьерах.
Разница в возрасте у них всего два года, это были люди одного поколения и схожих судеб. Родители Любимова были арестованы, когда он был маленьким ребёнком. Борис Ведьмин восемь лет отсидел в ГУЛАГе, там же – отец и мама его жены, Аллы Анатольевны Янышевой. Оба были участниками «незнаменитой» Финской и Великой Отечественной войн.
В «Рассказах старого трепача» Любимов, на мой взгляд, не избежал традиционной «беды» мемуаристов: субъективизма и некоторого приукрашивания себя. Однако это не идёт ни в какое сравнение с большими заслугами режиссёра в театральном искусстве.
…В первый раз я попала в Театр на Таганке в 1972 году. Глубокая пьеса-притча Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана» с Владимиром Высоцким оставила у меня неизгладимое впечатление. И как хорошо, что благодаря дружбе режиссёра с директором ДК им. Ю. Гагарина Борисом Трайтелем загорчане увидели спектакли Таганки в нашем городе.
Юрий Любимов на репетиции спектакля. Фото Бориса Ведьмина
- Встреча в Абрамцеве
Борис Викторович и Алла Анатольевна дружили со многими известными деятелями искусств. Нередко встречи проходили на дачах в Абрамцеве. Там в 1978 году они познакомились с примой Театра на Таганке Зинаидой Славиной. «Борис как-то сразу нашёл с ней общий язык, - рассказывала Алла Анатольевна. – Он, видимо, удивил её знанием театра, собственным мнением о спектаклях разных режиссёров. Она пригласила нас в театр, и мы этой возможностью воспользовались».
Борис Ведьмин и Зинаида Славина в Абрамцево. Фото из архива Бориса Ведьмина
Известно, что Юрий Петрович не жаловал посторонних людей на своих репетициях. Однако Славиной отказать не мог и разрешил Ведьмину присутствовать на одной из них. Встретился с ним, оценил эрудицию собеседника и (что было редкостью) разрешил беспрепятственно фотографировать в театре. Помимо репетиций Борис Ведьмин создал галерею портретов актёров Таганки, многим дарил персональные фотоальбомы. Его снимки вошли во множество журналов, газет, книг, в том числе в 11-томную серию «Высоцкий» издательства «Амфора». Обложку одной из книг этой серии - «Не кричи нежных слов, не кричи…» украсила экспрессивная фотография актёра из фототеки Бориса Ведьмина. Есть его снимки и в уникальном большом альбоме «Добра!» - самом полном издании о жизни Владимира Высоцкого. (Словом «Добра!» Высоцкий обычно подписывал свои фотографии поклонникам. – Ред.).
Борис Ведьмин
- Такое бывает только в России
После смерти Владимира Высоцкого Юрий Любимов решил поставить спектакль его памяти. После премьеры постановку запретили. У чиновников от культуры к режиссёру накопились претензии и по другим работам - пушкинскому «Борису Годунову», «Театральному роману» Михаила Булгакова.
Амбициозный Любимов с поправками не соглашался, конфликт разгорался. В 1984 году в Лондоне режиссёр дал интервью газете «Times» под заголовком «Крест, который несёт Любимов», в котором раскритиковал советскую культурную политику. Вскоре он получил сообщение о лишении его советского гражданства с формулировкой «в связи с неисполнением своих служебных обязанностей без уважительных причин».
Зинаида Славина вспоминала: «Когда Любимов уезжал из страны, оставив театр, нас, своих актёров, я умирала от боли и обиды. Мне казалось невозможным пережить такое предательство».
Вместо Юрия Любимова художественным руководителем театра назначили Анатолия Эфроса, который поставил здесь несколько спектаклей. Предпремьерную репетицию спектакля «Прекрасное воскресенье для пикника» Теннесси Уильямса снимал Борис Ведьмин.
В 1985 году сменилось руководство страны, наступила новая эпоха, позволившая Юрию Любимову в 1988 году вернуться на родину. В 1992 году «изгнанник» был удостоен звания Народный артист Российской Федерации. Такое бывает, наверное, только в России.
Анастасия Вертинская в спектакле "Прекрасное воскресенье для пикника". Фото Бориса Ведьмина
- «Он – человек наших дней»
Людмила Абрамова, вторая жена Владимира Высоцкого, много лет дружила с Аллой Анатольевной Янышевой, написала заметки о творчестве Бориса Ведьмина.
«Среди фоторабот Бориса Викторовича Ведьмина для меня самые дорогие – это портреты Владимира Высоцкого в таганских спектаклях. Смотришь, смотришь на них, и не просто вспоминаешь Володину и свою молодость, сцены из «Доброго человека», из «Галилея» – а словно говоришь с очень умным и наблюдательным собеседником, с единомышленником. …Как талантлив, как многогранен был этот человек. Был он художником, энтузиастом, бессребреником, романтиком… Он – человек наших дней».
Какие они были талантливые и какие разные люди – Юрий Любимов и Борис Ведьмин…
Владимир Высоцкий. Фото Бориса Ведьмина
Валентина Болотова
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи