В октябре этого года исполнится 100 лет со дня основания ВЛКСМ – Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи. За 74 года в нем состояло более 200 миллионов человек. Сегодня мы расскажем о первых годах нашей районной комсомольской организации.
- Первый съезд и помощь голодающим
В архиве сохранился протокол №1 от 12 февраля 1920 года, который отразил рождение Сергиевского коммунистического союза молодежи. На собрании тогда присутствовали 9 человек. Согласно документу, «на должность председателя выбран т. Плешков. Товарищем председателя избран т. Бобылёв и на должность секретаря т. Поварков».
Справедливости ради стоит отметить, что самая первая комсомольская ячейка появилась в Вифанском детском доме им. В.И. Ленина, но Птицеград тогда не входил в городскую черту.
На первом съезде присутствовали 39 делегатов, которые представляли 238 комсомольцев. Они положили начало уездному объединению первичных организаций. Был избран первый уком в составе Фридмана, Бельского, Матысяк – от городских организаций, Туманова и Березки - от Вознесенской ячейки, Родионова - от Хотьковской и Кондратьева – от Вифанской.
В апреле 1920 года уком РКСМ призвал молодежь принять участие в благоустройстве города. Кроме улиц очистили от мусора железнодорожное депо, заменили часть шпал, засеяли огороды, собирали в лесу шишки.
В октябре 1921 года в уезде проводились «Недели помощи голодающим Поволжья». Уком комсомола призывал:
«Мы не должны забывать, что находимся в кольце капиталистической стихии, что враги наши следят за нами, подстерегают нас. И если мы не можем справиться с царем-голодом в ближайшее время, то это может повлечь за собой очень серьезные последствия».
Одними из первых на этот призыв отозвалась молодежь вифанского детского дома им. В.И. Ленина. Весной они посадили картофель, а осенью собрали 240 пудов, из них 40 отдали в пользу голодающих, несмотря на то, что воспитанников самих было около пятисот человек.
На Вознесенской фабрике поставили спектакль, а всю выручку в сумме 2500 рублей передали в Помгол (всероссийский комитет помощи голодающим). Всего комсомольцы уезда передали в этот фонд 363 тысячи рублей.
Комсомольская ячейка станции Сергиев, 1929 год
- «Достать наган»
Интересны результаты проверки Сергиевского укома, проведенные в июле 1922 года членом Московского губернского РКСМ М. Матвеевым. В отчете он отмечает, что общая ситуация - не хуже средней по стране.
Остановимся на отдельных моментах. Характеризуя взаимоотношения между членами укома, проверяющий делает лаконичный вывод - «Склочных явлений нет». В разделе «Состояние ячеек» негативную оценку получила молодежь Скоропусковского завода. Оказывается, местные комсомольцы - это хулиганы, а прикрепленному члену укома «пришлось много употребить сил на обтесывание ребят, но никаких результатов от этого не получилось». Поведение: «обругать матом, нажать на администрацию завода, …достать наган», а когда приехал представитель Сергиевского укома Поварков, «члены союза совершенно не слушали, …в лучшем случае уходили с собрания, в худшем начинали крыть по матушке…».
Суд рабочих и служащих завода постановил: ячейку реорганизовать, «выбрать их нее хулиганский элемент и влить в ячейку лучшую молодежь завода».
Первые комсомольцы г. Сергиев: Бобылев, Поварков, Бельский, Плешков. Январь 1920 года
- Воинствующие безбожники
Сергиевские комсомольцы решительно боролись с религией, и в первую категорию попадали священники, которых активисты называли тормозом в росте деревенских ячеек. Не щадили даже многодетных батюшек. Одна из сельских активисток писала в 1928 году: «Поп старался показать забитым крестьянам, что комсомол – искушающая сила». Батюшку силой выгнали из села, а дом при церкви отдали под клуб. Там создали драматический кружок, выпускали газету, слушали лекции, в том числе о том, скоро ли начнется мировая революция.
Решительной была борьба и в городе. В марте 1924 года газета «Плуг и молот» осудила масленичные гуляния. «Люди, хранящие «заветы» дикарей, остались верны себе и не могли не отпраздновать «как следует» масленичную субботу. Рысаки нэпмачей и купцов смешались с бедными клячами крестьян; и одни лихо, другие – через силу целый день развозили своих «празднующих» седоков по городку… Среди которых, к сожалению, были и комсомольцы и члены РКП… Или они думали, что «праздник сергиевских мещан» не состоится без них?».
- Первые лидеры
Сергей Иванов стал секретарем сергиевской уездной комсомольской организации в 18 лет. Умел грамотно и аргументированно выступать, просто и приветливо беседовать и с малограмотными, и с образованными людьми.
В 22 года стал редактором газеты «Молодой ленинец» (впоследствии «Московский комсомолец»), в 23 – секретарем МК и ЦК ВЛКСМ, окончил институт Красной профессуры. В 27 лет был назначен секретарем Коростышевского райкома партии Житомирской области.
По клеветническому доносу его арестовали в 1937 году и в 1939 году освободили. Находясь в заключении, он получил травму головы и начал терять зрение.
Позже вступил во Всероссийское общество слепых и долго возглавлял его.
Сергей Иванов, секретарь сергиевской уездной комсомольской организации
Андрей Горлов, хотьковчанин, запомнился собранным человеком с ясным и умным взглядом. Стал членом бюро ЦК ВЛКСМ, возглавлял германскую секцию в КИМе (Коммунистический интернационал молодежи. – Ред.). Обладал даром просто и понятно излагать самые сложные мысли, написал для молодежи учебник политграмоты.
Яков Ильин, улыбчивый, общительный парень, проработал в Сергиеве недолго. Он многое сделал для профессионального образования деревенской молодежи: чтобы не уходили в город, в селах открыли 20 учебно-ремесленных мастерских по столярному, швейному кожевенному делу и металлообработке.
В 21 год стал членом ЦК комсомола, заместителем главного редактора «Комсомольской правды», работал в газете «Правда», написал роман «Большой конвейер» о зарождающейся индустриализации, одобренный М. Горьким. Умер в 27 лет, в Сергиевском уезде памяти Якова Ильина тогда прошли мемориальные вечера.
Валентина БОЛОТОВА
Комментарии
зато развивались, самосовершентвовались и хотели учиться и развиваться дальше, в отличие от современного мира
зато развивались, самосовершенствовались и хотели учиться и развиваться дальше, в отличие от современного мира
Цитировать
дед Иван!, а в чём совершенство то заключалось, в том что нет склочных явлений, между собой типа не цапались -- уже хорошо, или в том что не щадили даже многодетных батюшек, или в том что сидели и слушали лекции тех, кто призывал к мировой войне, то есть к мировой революции. Если допустим наша революция это наша гражданская война, то получается что мировая революция это мировая гражданская война -- как то так вот получается. Получается что наши комсомольцы, причём лучшие сыны комсомола ( пьяниц и матершинников то поменяли на новых заводских, то есть на трезвенников и мастеров печатного слова ) хотели создать голод разруху и безпризорщину сразу во всём мире, что бы потом из лучших человеческих побуждений это всё приводить к некоему новому мировому жизненному знаменателю , это наверное и есть совершенство человеческого характера, то бишь воспитание нового человека. А может совершенство могло заключаться в том что ребята ловко умели доносить друг на друга, да так ловко, что из лидеров комсомола сразу на нары можно было попасть и дополнительно зрения лишиться на всякий случай. Читаю эту публикацию мне не удалось найти в ней вовсе ни чего положительного, акромя всё той же борьбы, то с внешним, то с внутренними обстоятельствами, да сплошных противоречий здравому смыслу. Нет, оно конечно это моё личное мнение, но если есть желание подисПутировать, то хотелось бы что бы были какие то положительные примеры следующие из этой публикации, примеры связанные именно с совершенствованием и развитием Человеческой личности не в сторону разрушения и принуждения силой к некоему новому, противоречащему человеческой созидательной природе, и усиливающему тёмные стороны человеческой души.
RSS лента комментариев этой записи