5305

Восьмигранная шестиярусная Плотничья башня, сооруженная, вероятно, в середине XVII века, поставлена на северо-западном углу оборонительного периметра Троицкого монастыря и далеко выступает за его линию. Она - единственная из всех башен обители, стоящая на своеобразном «отводном» отрезке крепостной стены.

Известно, что «Плотнишная» башня предыдущего строительного периода была «четвероугольной». Возможно, она стояла в линию со стеной. По-видимому, при строительстве новой башни были учтены уроки осады 1608-1610 годов. И отдельный отрезок стены, имеющий несколько ярусов бойниц, был устроен для того чтобы башня, значительно выдвинутая вперед, еще лучше обеспечивала функцию защиты цитадели с севера и запада.

Название Плотничьей башни связывают с одноименным двором, когда-то располагавшимся рядом с ней, или с плотницкой мастерской внутри нее. Точные данные об этом отсутствуют. 

В 70-х годах XVIII века башня называлась Больничной. Видимо, на том этапе ее соседство с расположенными рядом на территории монастыря Больничными палатами считалось немаловажным. 

В XIX веке башня стала именоваться Оружейной. Большинство исследователей полагают, что это название она получила потому, что в ней хранили оружие, оставшееся после того, как из Лавры было вывезено основное вооружение (1756 год) и разобрана монастырская Оружейная палата (1779 год). Но, по наблюдениям историка Татьяны Токаревой, оружие – «старое, рваное и ломаное» – хранили в ней задолго до разборки Оружейной палаты. 

В конце XIX века в башне были размещены мастерские по изготовлению литографии и фотографии, и башня стала именоваться Фотографической. Это название сохранялось и в начале XX века, хотя в ней проводились занятия учеников лаврского училища иконописания. Литография к этому времени была перенесена в другое помещение, а «фотография, несмотря на прекрасно снятые снимки древностей, совсем уничтожена». 

Видимо, в период пребывания в башне литографии и фотомастерской были растесаны все амбразуры, их превратили в окна. 

Плотничья башня до реставрации, вид с запада, 1960-е гг.

Во время реставрационных работ начала 1960-х годов (авторы проекта В.И. Балдин и В.В. Гасперович) на всех восьми гранях башни были заложены поздние оконные проемы и на их месте по сохранившимся фрагментам возобновлены древние бойницы и восстановлены утраченные элементы декора и интерьера. 

Как и все башни, Плотничья была перекрашена в красный цвет. Возвращение белой окраски (как считает В.И. Балдин – первоначальной) крепостным сооружениям началось именно с Плотничьей башни. 

К середине XX века все ярусы и подвалы Плотничьей башни были заняты разными организациями под мастерские и жилье. Например, в начале 1920-х годов в башне размещалась подрывная  лаборатория Электрошколы, находившейся на территории Лавры. Некоторые помещения занимала кооперативная производственная артель «Якорь» (1925 год), в нижних ярусах и подвале располагались производственные помещения Загорской меховой артели. 

В 1940 году началось освобождение помещений в связи с предстоящей реставрацией. Памятник находился в ужасном состоянии: расхищены на 100% полы, перегородки, сняты дверные полотна и оконные переплеты. Жильцы и красноармейцы из городской комендатуры выпилили в ней все элементы, на которых покоился деревянный шатер. 

Реставрация в те годы была проведена лишь частично. После этого помещения в башне арендовала артель «Промбыт» под мастерские художественного литья (с 1950-х годов). После реставрации 1960-х до момента передачи башни Московской Патриархии в конце 1990-х годов там располагались фонды Архива художественных произведений. 

Нина ХОЛОДКОВА, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника

"Сергиевские Ведомости"

Поделиться:

Добавить комментарий

Текст комментария:

Последние материалы