Обсуждение нового спектакля режиссёра Александра Демахина оказалось не менее драматичным, чем сама постановка. В какой-то момент судьба работы повисла на волоске. Сергиев Посад мог этот спектакль вовсе не увидеть.
Демахин взялся инсценировать весьма сложный по форме и смыслу роман американского писателя, лауреата Пулитцеровской премии Майкла Каннингема «Дом на краю света», который принято считать «провокационным». Историю в сумеречном свете ночного клуба «Ничего личного» 29 февраля разыграли Мария Журавлёва, Григорий Марин и актёр-любитель Михаил Семёнов, исполнивший свою роль крайне ответственно и с большим самоотречением.
Монологи героев и слова от автора шли без зазора, мизансцены были графичны и строги, но спектакль ни на минуту не показался скучным. Напротив, многим зрителям разговорный, документалистский стиль инсценировки пришёлся по душе. В городе на разных площадках идёт достаточно шумных и доходчивых зрелищ, рассчитанных на массовое восприятие. Демахин же не стремится угождать толпе. В каждой своей работе он – исследователь, который просто делится с аудиторией своими находками.
В «Доме на краю света» режиссёр исповедует открытость миру в то время, когда наше общество покорно принимает всё новые ограничения и запреты. В момент, когда ксенофобам доступны самые высокие трибуны, постановщик вместе с автором романа и молодыми актёрами провозглашает терпимость к иным.
Герои спектакля – подростки и молодые люди. Поэтому даже шероховатая местами игра исполнителей добавила ему шарма. Думается, актёры ещё отшлифуют свои роли и пластически, и в части звучащего текста. Ощущение, что сергиевопосадцы увидели эскиз, который имеет все шансы вырасти в мощное сценическое высказывание. Демахин уже ищет возможности показать «Дом на краю света» в Москве.
Что касается провинциального Сергиева Посада, то мнения зрителей предпремьерного показа схлестнулись. Проявили себя две правды. Режиссёр и значительная часть просвещённой публики выступили за показ новой работы широкому зрителю. И пусть будут споры, сшибка мнений и прочие прекрасные вещи. При этом Демахин, который ради этой постановки покинул гимназию Ольбинского (не только из-за неё, но в связи), был готов геройски вызывать огонь на себя, а другие ораторы ничем не рисковали.
Другую правду высказал многоопытный Ильмир Юсупов. Смысл его слов сводился к тому, что спектакль опережает своё время и готовность части зрителей адекватно его воспринять.
Юсупов несёт ответственность за арт-кафе «Вишнёвый сад», где Демахин теперь работает арт-директором, и за клуб «Ничего личного», который был выбран в качестве постановочной площадки. Он явно не видел смысла дразнить гусей. Даже в последний день зимы.
Расходились поздно вечером в полном неведении о судьбе спектакля. К счастью, на следующий день пришло сообщение, что «Дом на краю света» будет жить в Сергиевом Посаде, но показы пойдут в закрытом режиме – только для специально приглашённой публики. Ближайшее представление – уже 3 марта.
Обычно зритель выбирает спектакль. А здесь спектакль будет выбирать себе публику.
Игорь Борисов
Фото: Валерий Филимонов
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи