23 октября в арт-кафе «Вишнёвый сад» прошёл очередной удивительный воскресный вечер. На этот раз гостем арт-кафе стал легендарный советский и российский мультипликатор Юрий Норштейн.
Он уже приезжал в Сергиев Посад полтора года назад и выступал в местном филиале ВГИКа (бывший киновидеоколледж). Тогда довольно вместительный актовый зал колледжа не смог вместить всех желающих послушать художника и режиссёра, и люди стояли у стен вдоль проходов. В «Вишнёвом саду» тоже был аншлаг.
У меня, признаться, было опасение, что я увижу повторение того, что было в киновидеоколледже. Но этого не произошло, хотя кое-что Норштейн повторил. Например, он начал вечер с показа коротенького мультфильма «Лиса и Петух», снятого на детской киностудии «Поиск» в городе Новосибирск. Весь мультфильм был создан детьми дошкольного возраста, взрослые оказывали лишь техническую помощь. Получилось очень забавно и с необычной, жизнеутверждающей концовкой:
«И они спорили долго и счастливо». Здорово, правда?
Вообще, Юрий Борисович значительную часть вечера говорил о детях, об их способности распахивать окно в мир для нас, взрослых. Впрочем, сам Норштейн этим и занимается всю свою жизнь, только взрослым это распахивание окон даётся намного бОльшим трудом. Мастер показал свою работу 1974 года – мультфильм «Цапля и Журавль»:
Вот этот чудный вальс, звучащий в мультфильме, написал Михаил Меерович.
«Его давно нет на свете, - рассказывает Норштейн. – Он был на 25 лет старше меня.
Мы с Мееровичем сошлись не сразу. Он мне говорил: «С вами невозможно работать, вы работаете не так, как все». – «Да, я работаю не так, как все, но это не значит, что я безграмотно работаю». После первого фильма я решил, что больше не буду с ним сотрудничать.
Но потом случилась драматическая история: он попал в психушку. Я вдруг почему-то захотел его увидеть и приехал к нему в Кащенко. Было лето. Сухое дерево, вокруг которого некоторая территория обнесена сеткой рабица. Вокруг дерева ходили с нечеловеческой скоростью пациенты клиники. Михаил Александрович с кем-то бойко разговаривал. Я его окликнул. Он увидел меня и радостно воскликнул: «Юра! Здравствуйте! Идите к нам!»
Я двинулся к калитке, но на моём пути возник сторож. «Пропустите его, это мой брат», - соврал Меерович. «Михаил Александрович, надо начинать работать». - «Да, Юра, но здесь даже инструмента нет».
Его удалось с большим трудом вытащить из психушки, и мы начали работать. Работа была трудная и весёлая. В итоге к фильму «Цапля и Журавль» Меерович сочинил невероятной красоты вальс, но он долго не получался.
В «Ёжике в тумане» музыки 6 минут, но она писалась два месяца. Так же мучительно создавался вальс для «Цапли и Журавля»… Вдруг в два часа ночи ко мне звонит Меерович: «Юра, вы не спите?». – «Нет, мне не до сна. Фильм надо заканчивать». – «Кажется, я сочинил то, что вам нужно». – «Вы можете сейчас сыграть?» - «Мои все спят, но я попробую тихо сыграть одним пальцем». Он приладил телефонную трубку, откашлялся и сыграл первые семь нот. Я ему закричал в телефон: «Это то, что надо!». Я понял, что сочинён именно тот вальс, который необходим».
Нордштейн показал менее известные свои работы – заставку к передаче «Спокойной ночи малыши» и четыре рекламных ролика для концерна «Русский сахар». Заставка для детской программы продержалась очень короткое время. Так же федеральный канал отверг идею Нордштейна пришивать к заставке короткий фрагмент классического музыкального произведения, чтобы в детях воспитывался вкус к прекрасному. А ролики для «Русского сахара» - добрые и остроумные - просто не дошли до телеэкрана.
После творческого вечера в «Вишнёвом саду» я побеседовал с Юрием Борисовичем.
- Россия – страна великих поэтов, композиторов, математиков. Её достижения в науке и культуре неоспоримы. Почему же сегодня она стала страной, где правят бал жулики и воры?
- Потому что восторжествовала жажда обладания. Нет жажды знаний, а есть жажда победителя. Это, я считаю, производная от капитализма. Я ненавижу капитализм как систему, как формацию, как метод мысли, как рынок. Это большая мерзость. Я понимаю, что у рынка есть свои законы, но эти законы не должны отвергать человечность. От этого очнутся, когда грянет беда.
- Но почему тогда капитализм не принимает такие жуткие формы в США? Образно говоря, если автомобиль Ford заводится в Сан-Франциско, то почему он не должен заводиться в России?
- Потому что этот автомобиль тут же разворуют.
- Получается, что никакой прогресс в нашей стране невозможен?
- Возможен, если выстроить правильную систему. Мальчик слаломом проехался по Москве, посшибал кучу машин – и ему ничто за это не грозит. Почему? Потому что он чей-то сыночек… Они делают, что хотят. Это оборачивается унижением человека. А человек прощает даже голод, но не унижение.
Да, художник почти всегда сгусток противоречий, что не мешает ему быть цельным в своём ремесле. Таков и Норштейн.
В ближайшее воскресенье
6 ноября в «Вишнёвом саду» будет целых два действа – спектакль и лекция.
В 17:00 - спектакль Александра Демахина "ДОМ НА КРАЮ СВЕТА".
Спектакль-путешествие во времени (из 60-х в 90-е) и в пространстве (Кливленд-Нью-Йорк-Вудсток) по роману одного из самых одарённых писателей сегодняшней Америки, лауреата Пулитцеровской премии Майкла Каннингема о детстве и зрелости, отношениях между поколениями и внутри семьи, бездомности и любви, жизни и смерти. Режиссёр - Александр Демахин. Актеры: Михаил Семёнов, Александр Демахин, Мария Журавлёва. Спектакль проходит на сцене клуба "Ничего личного", примыкающего к арт-кафе. Запись по тел. 8-926-366-62-04.
В 19:00 - лекция Антона Долина "НАЧАЛО ПРЕМИАЛЬНОГО СЕЗОНА: ГЛАВНЫЕ ФИЛЬМЫ 2016 ГОДА"
Самый авторитетный российский кинокритик, радиоведущий и журналист, обозреватель радиостанций "Маяк", "Вести ФМ" и телепередачи "Вечерний Ургант", выходящей на "Первом канале", Антон Долин расскажет о последних тенденциях в развитии мирового и отечественного кинематографа, фестивальных событиях и о тех фильмах, которые ни в коем случае нельзя пропустить.
Я был на аналогичной лекции в «Вишнёвом саду» по фильмам 2015 года. Это было потрясающе. Долин - отличный гид по современному кино. Пусть «скучное» слово «лекция» вас не смущает: рассказ и показ будут захватывающие. И это говорит ваш покорный слуга, который отнюдь не является киноманом. Приходите, не пожалеете.
Сергей Шиляев
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи