После революции в октябре 1917 года одним из первых законодательных актов новой власти стал Декрет о земле, лейтмотивом которого стала безвозмездная передача земли крестьянам. Через несколько месяцев, в феврале 1918 года, его заменили «Основным законом о социализации земли». Тем самым в истории нашей страны открылась новая глава социальных экспериментов, глобальных потрясений и многочисленных жертв среди крестьянства.
- Плуг, соха и борона
В послереволюционном Сергиевском уезде, как и во всей России, труд крестьянина не был механизирован. Соха, плуг, лопата и борона – таким был технический арсенал земледельца тех лет. Сажали картофель, сеяли рожь, овес и пшеницу. Урожаи получали скромные: с гектара зерновых собирали по 6-8 центнеров, картофеля - по 60-70 центнеров. Надои молока не превышали 1000-1200 килограммов в год от одной коровы.
(Для сравнения: сейчас в Сергиево-Посадском районе с гектара собирают около 30 центнеров зерна, а надой с одной коровы – около 6000 килограммов за год. – Ред.).
По требованию новой власти крестьяне Сергиевского уезда сдавали государству зерно, мясо, капусту, огурцы, мед, льняное масло, сено. В подвалы Лавры, закрытой в 1919 году, свозили овес и пшеницу, а в погреба Хотьковского женского монастыря – картофель.
Небольшой подъем на селе начался в 1921 году, когда волевое изъятие сельхозпродуктов (продразверстку) заменили продналогом. Теперь крестьянин мог продать на рынке излишки продовольствия или обменять их на необходимые товары. По выполнению плана продналога Сергиевский уезд нанимал в Московской губернии третье место из восемнадцати.
В начале 1920-х на юге страны разразился страшный голод, вызванный сильной засухой и разрушительными последствиями Гражданской войны. В Центральный фонд помощи голодающим (Помгол) выметалось семенное зерно, для закупок продовольствия за рубежом повсеместно изымались церковные и музейные ценности. Сергиевцы не стали исключением: семь вагонов отборного зерна, отправленного в Помгол, опустошили их закрома. Из уже закрытой Лавры в Москву перевели 150 пудов серебра, 500 бриллиантов и другие драгоценные предметы.
- Кооперация в деревне
В 1924 году XIII съезд РКП(б) принял резолюции «О кооперации» и «О работе в деревне». Они предполагали «приобщение крестьян к социализму» с помощью преимущественно экономических методов. Историки потом будут отмечать, что провозглашенные Владимиром Лениным (скончавшимся в январе 1924 года) принципы добровольности и постепенности при проведении реформы были грубо нарушены Иосифом Сталиным во время принудительной коллективизации.
В нашем районе, как и во всей стране, кооперация проходила трудно. Чтобы убедить крестьян в пользе дела, создали передовые участки, показывали, как нужно правильно и эффективно вести хозяйство. В 1924 году в уезде работали 17 агрономов, из которых девять направили на «агитационную работу». Сохранились их имена – В. Корнеев, В. Зотов, В. Новиков, В. Крылов, П. Рахоев, С. Филиппов. Благодаря их знаниям урожай картофеля и зерна вырос в два раза, а надои от одной коровы достигли 1600 килограммов. Стоит сказать, что это была самая убедительная агитация. К 1926 году в уезде было создано 15 сельскохозяйственных кредитных товариществ, 29 молочных, 31 машинное, 8 мелиоративных и 1 пчеловодческое хозяйство.
Фото из архива писателя М. Пришвина, рубеж 1920-30-х гг.
- Крестьянская Голгофа
С 1929 года в СССР началась массовая коллективизация - кампания, которую назовут крестьянской Голгофой. За один-два года в огромной стране ее можно было провести только репрессивным путем. Стихийные протесты в деревне только в 1930 году охватили 2,5 миллиона человек. Вековую опору государства, зажиточное крестьянство, практически ликвидировали.
Сергиевские коммунисты восприняли коллективизацию как план построения социализма в деревне. Первые колхозы, появившиеся у нас в 1929 году, носили «говорящие» названия: «Красный почин» (председатель Сёмин), «Вперёд» (М.И. Марков), «Смена» (Кузнецов)», «Труд» (И.И. Хренов).
В январе 1930 года писатель Михаил Пришвин, живший в нашем городе, писал в своем дневнике:
«В Доме крестьянина за чаем вдруг женщина ни с того ни с сего разревелась. Что ты? - спрашивают. Баба отвечает: «Перегоняют в коллектив, завтра ведем корову и лошадь».
Фото из архива писателя М. Пришвина, рубеж 1920-30-х гг.
В марте того же 1930 года он отмечал, что «страх в народе дошел до невозможного»: появление в деревне любого незнакомого человека с папкой в руках вызывало настоящую панику.
«Тимофеева Мария рассказывала, что бабы по вечерам бегали друг к дружке, сговаривались в случае беды мужиков услать куда-нибудь в лес, а на сходку выходить одним бабам, потому что мужиков со сходки берут, а баб оставляют с детьми (…). И обещались бабы стоять до последнего, и в коллектив нипочем не соглашаться. Так и ожидали этой сходки, как смерти: помрем вместе с ребятишками, подохнем с голоду, а в коллектив не пойдем».
В сентябре 1930 года колхоз деревни Каменки организовал первый «красный обоз» с хлебом нового урожая. На Красную (Красногорскую) площадь приехали с лозунгами «Ни одного фунта хлеба спекулянту – все в кооперацию!», «Сдача излишков хлеба государству – крепкий удар по кулаку!».
Первые колхозы были малочисленными, одна деревня – один колхоз. В 1933 году в Загорском районе их было уже свыше 300. Они получили акты на вечное пользование землей. Потом пошло укрупнение колхозов, в крепкие хозяйства просились слабые.
Фото из архива писателя М. Пришвина, рубеж 1920-30-х гг.
…Пройдет полвека и СССР исчезнет с карты планеты. Право на вечное пользование землей крестьянами останется в воспоминаниях, колхозы и совхозы канут в Лету.
Но деревня, пережившая множество экспериментов и трагедий, держится. Сергиевопосадские сельхозпроизводители много лет входят в тройку лучших в Подмосковье.
Валентина БОЛОТОВА
Комментарии
Ну да Саш, именно об этих самых отсутствующих предпосылках я и хотел сказать в своих небольших комментариях.
RSS лента комментариев этой записи