Многие россияне, имеющие возможность путешествовать, традиционно стремится отправиться в престижные заграничные дали. И порой, они знают чужие красоты, чужую культуру лучше, чем музей или картинную галерею в тихом соседнем городке. Очень жаль, что слаб пока интерес к родным просторам, к родной истории. Но возвращаться к своим истокам никогда не поздно. И этот пробел в нашем образовании взялся исправить «Альянс руководителей региональных СМИ России» (АРС-ПРЕСС), который организовал медиатур по приглашению музея-заповедника Абрамцево. В рамках проекта «Узнаем Россию вместе!» участниками его стали журналисты из разных уголков нашей необъятной страны и Мордовии, в том числе.
Творческая Мекка
В книгах и альбомах про подмосковное Абрамцево, я, конечно, что-то читала, видела отдельные фрагменты абрамцевских пейзажей на живописных полотнах наших художников. Потому с радостью ждала момента, чтобы своими глазами посмотреть те края, где рождались хрестоматийные «Три богатыря» и «Аленушка» Виктора Васнецова, «Девочка с персиками» Валентина Серова, «Видение отроку Варфоломею» Михаила Нестерова.
В отличии от многих музеев «Абрамцево» не обделено вниманием туристов, особенно в весенне-летний период. Кроме того, тут проводятся различные просветительно–образовательные занятия и мастер-классы для детей. Нам повезло, что мы приехали сюда в январе, да ещё в понедельник, когда все музеи закрыты для посетителей. Но, несмотря на свой законный выходной сотрудники «Абрамцево» во главе с директором Еленой Ворониной нас радушно приняли, Любовь Бессонова рассказала массу интересного о хозяевах усадьбы Абрамцево и их гостях, чего ни в одном интернет-источнике не отыщешь.
По сути, ещё при Сергее Тимофеевиче Аксакове, в середине XIX века имение стало своего Меккой для многих литераторов и художников того времени. Именно в этих стенах писалась трогательные в своей откровенности «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», сказочный «Аленький цветочек», «записки» об охоте и рыбалке самого Сергея Тимофеевича. Но, кроме того, за творческим вдохновением и отдохновением к Аксакову нередко наведывались Н. Гоголь, И.Тургенев, Ф.Тютчев историк М.Погодин, театральные деятели М.Щепкин, М.Загоскин…
Коллекционер талантов
А в 1870 году имение «Абрамцево» приобрёл крупный железнодорожный промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов, о котором очень точно сказал Виктор Васнецов. «Он имел способность возбуждать и создавать вокруг себя энтузиазм: работая с ним, не мудрено взвиться выше облака ходячего».
В отличие от Третьякова, Мамонтов, будучи человеком весьма не бедным, не стремился скупать готовые шедевры. Его, судя по всему, больше увлекал сам творческий процесс. А он с азартом создавал другим условия для творчества. О результатах такой его меценатства свидетельствуют теперь широко известные произведения И. Репина, В. Поленова, братьев Васнецовых, В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля, М. Нестерова, И.И. Левитана и др.
Мамонтов, как и прежний владелец усадьбы, питая особое пристрастие к театральному искусству, часто устраивал у себя в имении театральные представления с участием оперных и драматических актеров. При этом сам выступал в роли режиссера, сценографа, лично изобретал лак и покрывал им лампочки, использовавшиеся в оформлении спектаклей. Во время экскурсии мы узнали (и даже увидели), что Савва Иванович сам неплохо рисовал и лепил фигурки, барельефы.
Его супруга Елизавета Григорьевна, чьи праздничные наряды стоили как годовой оклад какого-нибудь тогдашнего министра, тоже живо увлекалась искусством, занималась различным рукоделием. И вместе с женой Василия Поленова они взялись возрождать народные художественные промыслы и обучать навыкам столярного ремесла сельскую детвору.
Хранители традиций
Кстати, построенные и оборудованные при Мамонтовых мастерские сейчас не просто являются элементами музейного комплекса, но до сих пор используются для творческих занятий. Оказавшись в «Абрамцево», прошагав по заснеженной аллее, где раньше прогуливался Гоголь, вдохнув глоток той удивительной атмосферы, мы поняли, что современные хозяева с тем же вдохновением хранят заложенные предшественниками добрые традиции. Потому и поток гостей не иссякает, напротив становится все мощнее и многолюднее.
Тут также регулярно дают спектакли и выступают с концертами артисты московских театров, демонстрируются экспозиции современных художников. Во флигеле «Поленовская дача» мы увидели персональную выставку Татьяны Сельвинской.
Правда, существующие экспозиционные площади пока не позволяют показать всё имеющееся в фондах Музей-заповедника художественное богатство. А это, более 30 тысяч единиц хранения: живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного и народного искусства, а также фотографии и архивы бывших владельцев усадьбы. Искусство ХХ века представлено произведениями Роберта Фалька, Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Веры Мухиной, Ильи Машкова и мн. др. «Есть у нас и работа скульптора Степана Эрьзи», - не забыла уточнить главный хранитель «Абрамцево» Елена Митрофанова.
В 2020 году планируется ввести в строй «Культурный поселок», на территории которого разместится многофункциональный экспозиционно–выставочный комплекс. Он объединит выставочный зал и постоянные экспозиции, информационный центр с научной библиотекой и читальным залом, оборудованные помещения для интерактивных занятий, центр приема посетителей с автостоянкой, кафе, площадку для продажи сувениров и изделий художественных промыслов, студии для проведения художественных семинаров. А пока, в целях демонстрации своей коллекции музей организует около 50 выставок в год в разных регионах страны. И не исключено, что одну из них мы вскоре увидим в Мордовии.
Святые места
Историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» расположен в 60 км. от Российской столицы, на территории Сергиево-Посадского района Московской области. Надо отдать должное, местные власти заботятся о создании соответствующей инфраструктуры, удобной для местного населения и привлекательной для приезжих, при этом не нарушающей исторического облика. Точки общепита, отели и хостелы, рассчитанные на людей разного достатка.
Сергиев Посад, с 1969 года включённый в состав «Золотого кольца» России и окрестные православные обители, уже многие века привлекают многочисленных паломников. И маршрут команды АРС-ПРЕСС, разумеется, не мог миновать уникальные святыни. Жалко, времени на все отводилось катастрофически мало. Тем не менее, благодаря грамотной организации, нам удалось побывать в одном из древнейших, недавно отреставрированном Покровском Хотьковставропигиальном женском монастыре, где покоятся нетленные мощи отца и матери Сергия Радонежского – преподобных Кирилла и Марии, посетить Троице-Сергиеву лавру и подняться к облакам на колокольню, совершить экскурсию в «Археологический кабинет» Духовной академии, доехать до Гефсиманского Черниговского скита и спуститься в подземный храм к святому источнику.
Особые впечатления на нас, журналистов произвело посещение поселка Семхоз, с которым связана судьба протоиерея Александра Меня. На месте его трагической гибели теперь возведен необычный храмовый комплекс. Настоятелем там служит племянник о. Александра, о. Виктор (Григоренко). Он не только рассказал важные подробности о формировании личности просветителя Александра Меня, но показал нам его рабочий кабинет в скромном домике, наполненном от пола до потомка книгами и теплом души хозяина.
Отдельного разговора заслуживает Сергиево-Посадский музей-заповедник, в чьей коллекции сконцентрированы памятки православной архитектуры и иконописи, шитья, народного и декоративно-прикладного искусства, русского изобразительного искусства, археологии, истории и краеведения, и который совершенно справедливо метафорично называют «Эрмитажем русской культуры XIV-XXI веков». Так что, проекту «Узнаем Россию вместе!» суждено долгое будущее.
Комментарии
Уже давно из Москвы туристов возят по маршруту Радонеж - Хотьково - Посад (Лавра) - Черниговский скит.
RSS лента комментариев этой записи