Вся история Сергиева Посада рискует остаться в стенах Лавры или в местах, связанных с именем Сергия Радонежского.
Есть немногочисленное племя людей, чьим интересом является история, причем история сегодняшнего и вчерашнего дней, история места, где мы живем. Их называют краеведами и часто относятся к ним несколько снисходительно — мол, ненастоящие историки, скорее энтузиасты, повёрнутые на собирательстве сведений и предметов нашего недавнего прошлого, которое многие и историей-то еще не считают. А настоящая история — это где-то там, в районе Уточьей башни или Деулинской церкви.
Между тем, время бежит неумолимо, и попробуйте рассказать детям и внукам о Загорске двадцати-тридцатилетней давности. А уж 50-е годы — и вовсе прошлый век — и буквально, и фигурально.
Живя в историческом городе, мы утрачиваем свою историю прямо на глазах. Многие ли помнят дом Хвостова? Или особняк купца Мамаева рядом с Успенской церковью на Болотной, по-тихому снесённый той же церковью?
У нас нет даже мемориальной доски Егору Амфитеатрову — первому градоначальнику Сергиевского Посада — притом что дом его сохранился.
Мы по-прежнему ходим и ездим по улице Карла Маркса, понятия не имея, что она, вообще-то, Александровская. И совсем не обязательно вымарывать из нашей памяти автора «вечного учения», достаточно добавить табличку со старым названием улицы.
Приказавшие долго жить былые флагманы оборонной промышленности — ЗОМЗ и ЗЭМЗ — в значительной мере похоронили вместе с собой целый пласт советской истории.
Не потому ли у нас правит бал алчная и кичевая застройка любого живого пространства, что нет уважения к собственным традициям, к собственному городу?
Последние, кто еще пытается сохранить для нас историческую память, как раз краеведы. Такие, как Александр Рдултовский (Луневский), Лидия Гирлина, Константин Филимонов и их немногочисленные последователи. Штучные люди.
Алекс Рдултовский, отметивший на днях 40-летие журналистской, краеведческой и творческой деятельности.
Добавить комментарий