2869

Сергиев Посад, гипсовые статуи

Гипсовые футболисты – еще не инвалиды.

Девушка с веслом и ее товарищи – бессменные спутники не только провинции, но и центральных парков, предмет насмешек юмористов и сатириков. Появились они в конце 30-х годов в Москве в парке им. Горького и начали шествие по всей стране. Представляли собой отлитые из гипса копии популярных скульптур советских авторов и иллюстрировали здоровый образ жизни советского человека. 

Были, конечно, гипсовые Ленин и Сталин, пионеры, спортсмены, животные и скульптурные композиции – как правило, на тему материнства. В нашем городе этими изваяниями больше всего был запестрен сквер между Трикотажной фабрикой им. Розы Люксембург и ее общежитием. 

Сквер располагался на месте срезанного на метр кладбища, а взамен памятников вскоре после войны появились гипсовые скульптуры. Помню их наперечет. У самого клуба Трикотажки была многодетная мать с тремя детьми. Дальше была парная скульптура футболистов, гонявших мяч. Ближе всего к дороге были гимнаст и гимнастка в трико. 

Учитывая, что напротив была неполная средняя школа № 2, изваяниям жилось несладко. На мяче футболистов из поколения в поколение рисовалась гнусно-трагическая рожа, что приводило в бешенство старушек на автобусной остановке. Гимнастке на трико в нужных местах дорисовывали вторичные половые признаки. Гимнасту во рту продолбили дырку и вставляли туда чинарик. 

Причем каждый из выпусков второй школы брал эти деяния на себя. Когда в китчевые времена появилась кооперативная поделка «Медведь с бутылкой», возникло предложение: просверлить ему дырочку, чтобы вставлять окурок. Традиция оказалась живучей. 

У ресторана «Берёзка» (позднее «Дружба», где сейчас налоговая инспекция), стояли хоккеисты. Точно такие же футболисты, как у Трикотажки, находились в парке. Правда, у одного не было руки, а у другого – ноги, мяча не было тоже. Поэтому у трудящихся не раз возникал вопрос: чем же эти инвалиды занимаются? Илья Мачарет, преподаватель, литератор, приятель Горловского, даже написал в газету статью «Инвалиды советского спорта».

На Красноармейской площади около Пятницкого подворья, там, где сейчас Вечный огонь, были гипсовые Ленин и Сталин, пионер и пионерка. Пионер, конечно, трубил в горн, а пионерка отдавала салют. Потом они начали исчезать. Первым исчез Сталин, за ним Ленин, а потом и детвора. Однажды, проходя мимо антикварной лавки на Кукуевке, я увидел эту пионерку – без руки. Рука лежала отдельно. Простояла она недели две, и ее купили, забыв при этом руку.

Еще пара детей была во дворе дома слепоглухих на углу проспекта и Рыбной улицы: играющие в салочки мальчик и девочка. Учитывая, что раньше там был детский дом, злые языки говорили: «Это они друг у друга пайку отбирают». Там же была девочка, кормящая кур. Ее судьба сложилась несколько лучше – ее покрасили. Поэтому она стояла долго, а мальчик и девочка рухнули году в девяностом. Покрасили еще мальчика с книжкой возле школы на Ферме, он очень хорошо воспринимался.

 

Алекс Рдултовский

22 ноября 2012


 

Поделиться:

Добавить комментарий

Текст комментария:

Последние материалы