9 марта 2013
Старая студийная фотография, сделанная с помощью громоздкой камеры, обладает удивительными особенностями: её не спутаешь с современными снимками. И дело не только в статичности поз (выдержка требовала нескольких секунд неподвижности), но и в самом фотографическом качестве, которым обладали снимки, печатавшиеся со стеклянных пластин, и в композиционном построении снимка, тяготевшего к живописным канонам.
Это хорошо видно на двойном портрете известных сергиевопосадских купцов Сергея Гавриловича и Христины Михайловны Когтевых и на снимке их детей.
Поход к фотографу было довольно затратным мероприятием, к нему готовились, специально одевались и прихорашивались.
На снимках видно, как фотограф тщательно усаживал и устанавливал фотографируемых, как ставил свет, как подбирал фон.
Если Сергей Гаврилович и Христина Михайловна изображены на светло-сером фоне, прижавшись плечом к плечу, то их дети Сережа, Маня (сидит) и Нюра образуют сложную постановочную композицию на фоне экзотического интерьера.
Фотографии наклеены на толстые паспарту с золотыми тиснениями. Каждый снимок — это штучное изделие, предназначенное стать семейной реликвией.
Снимок детей Когтевых был сделан в 1905 году сто семь лет тому назад известным в Сергиевом Посаде фотографом Платоновым, чья фотостудия находилась в Новой лаврской гостинице.
Качество этого снимка не уступает снимку двойного портрета, сделанного московским фотографом Ассикритовым. Это подтверждает дошедшую до нас высокую репутацию сергиевопосадского мастера Платонова.
На третьем представленном здесь снимке — Мария Сергеевна Когтева (Маня), известный в Загорске педагог начальных классов и активный общественный деятель.
Судя по фигурной обрезке снимка, он был сделан в послевоенной время, когда такая обрезка вошла в моду.
Такие официальные погрудные портреты передовых работников обычно вывешивали на досках почёта или хранили в личных делах отделов кадров.
С появлением цифровой фотографии и вмешательством в неё компьютера, достигнуты чудеса фотоизобразительного мастерства, которое ещё не получило своего названия. Но никогда не потеряет очарования старая добрая фотография, сделанная на стекле мокрым методом, с помощью громоздкой фотокамеры на штативе с колёсами.
И. Марон
Добавить комментарий