В последнее время в культурной среде Сергиева Посада разворачивается серьезная дискуссия о путях развития местного театрального искусства. Серьезная, т.к. в диалог включены не только общественные деятели, но и некоторые политики. При этом почему-то предлагается развивать не зарекомендовавший себя театр-студию «Театральный ковчег», который давно уже собирает подписи за получение нового здания, а проводить репертуарные эксперименты, выводить Сергиев Посад на столичный «богемный» уровень. Поступают также предложения реформирования и превращения театра из постоянно действующего в систему приглашения гастролеров, существования в формате антрепризы и постановки спектаклей на гранты.
Возникает вопрос: чем вызваны такие предложения? Аналогичным вопросом задается и С.А. Персианов в своем интервью на Радио "Посад" от 25 декабря 2014 г., говоря, что не знает, с чем связано возбуждение в культурном сообществе. Тем не менее, по должности ему это положено знать, поскольку с ноября 2014 г. он стал заместителем главы города по культуре. Странное совпадение, не правда ли? Возбуждение началось практически одновременно с назначением нового должностного лица.
По всей вероятности, старт дискуссиям был дан на интеллектуальном клубе, проходившем в библиотеке им. Горловского 24 сентября 2014 г., на котором высказывались пожелания осовременивания репертуара, изменения театральных форм, создания театрального центра, который будет домом для разных театров и студий. Некоторые участники клуба предлагали трансформировать культурную среду в сферу услуг.
Градус дискуссии возрос после показа 30 октября и 8 ноября постановки «...который живет на...» в исполнении театрального кружка гимназии им. Ольбинского и последовавшего за ним репортажем на ККФ «Тонус» и скандалом с письмом протоиерея В. Янгичера. Письмо последнего стало предметом закрытого заседания городской общественной палаты, на котором присутствовал сам священнослужитель, но почему-то не оказалось режиссера спектакля, взбудоражившего общественность, а именно А. Демахина. На спектакле зрители вместо доброй детской сказки о дружбе увидели половое взросление Малыша, ловеласа Карлсона, за которым бегают невесты, периодически обнажая свое нижнее белье. Намеком на однополые отношения выглядела сцена с переодетым в свадебное платье Карлсоном, обнимающимся с Малышом.
И это все показывается лучшим школьникам города и района после награждения их стипендией губернатора, а ведь им еще нет 18 лет. В связи с этим можно говорить о несоблюдении требований закона №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г., который нынче обязывает устанавливать соответствующий возрастной ценз для подобных произведений.
Подобные постановки позволяют прояснить очертания новой «культурной» политики и стратегии. Становится понятно, что имеет в виду заместитель главы, говоря о праве культурного выбора, который должен иметь каждый сергиевопосадец, а также о том, какое обновление театральной жизни манифестируется некоторыми «истинными ценителями искусства». Последнее словосочетание можно обнаружить в статье "Без поправок на провинциальность", опубликованной 24 декабря в газете "Новое зеркало", где также затрагивается театральная проблематика.
Оказывается, осовременивание рассматривается не как внедрение новых технологий, например, установку и применение цифровых декораций, иных визуальных, световых спецэффектов, а как замена национальных культурных традиций на нечто иное в рамках подстраивания под «постмодернистский вариант культуры», распространяющийся сейчас во многих странах, в том числе в странах Европы.
При этом ценность поддержания и возрождения традиций ставится под сомнение тем фактом, что когда-то в африканских племенах в качестве традиции существовал каннибализм. Дескать, раз существуют такая ужасная традиция, она дискредитирует и все остальные. Постойте, но если какой-то человек является вором и убийцей, это совсем не значит, что все люди такие.
Возьмем для примера одну из самых «преуспевших» в нововведениях европейских стран - Голландию.
В декабре 2011 года в телешоу Proefkonijnen («Подопытные кролики») двое участников съели поджаренное мясо друг друга в прямом эфире телеканала BNN, которое перед этим отрезали по их просьбе хирурги (у одного кусочек с живота, у другого с ягодицы).
Так в чем же тогда современность глобальной культуры? В том что поедание человечины сервируется в ресторане и транслируется на экраны телевизоров, а не жарится на костре?
В этой той же статье заявляется: «Кроме того, в мире сегодня всё меньше остаётся так называемых «репертуарных» театров, имеющих постоянную труппу. В основном разыгрываются гранты или театры сдаются под антрепризные спектакли...» Во-первых, не приводится никаких доказательств подобного, а во-вторых, прослеживается связь с тем, что ранее говорил А. Демахин в интервью «Театр и...» (ОкПосад № 37 от 30.10.2014): «Многие наши города приглашают в свои театры перспективных режиссёров из той же Москвы, предлагают им сделать эскиз задуманного спектакля. Лучший эскиз получает грант, и его обладатель приезжает в этот театр на 2-3 месяца и делает работу».
На клубе присутствовали и другие люди, поддерживающие идеи С.А. Персианова и А. Демахина. Мы видим, как оформляется некая креативная группа людей, желающая изменять культурную жизнь города. Куда и как изменять, с каждой новой статьей и выступлением становится все яснее. Разговоры о том, что репертуарный театр дорого финансировать, и что затраты сравнимы с бесплатной раздачей билетов, наводят на мысль о том, что будущее «Театрального ковчега» как представителя «старой гвардии» репертуарных театров под угрозой.
Причем господа «креативщики» покушаются на театр, собирающий полные залы, билеты в котором в горячий сезон бронируются за месяц. «Театральный Ковчег» успешно гастролирует, в том числе за рубежом. Недавно он был награжден золотым дипломом международного форума «Золотой витязь» за спектакль «Последний из ветеран…».
Претензии на отсутствие культурного выбора, по-моему, недостаточно обоснованы, т. к. в ДК им. Гагарина постоянно приезжают московские гастролеры с известными артистами. Однажды я посетила спектакль «Женитьба Бальзаминова», во время которого актер-мужчина продемонстрировал голый зад, - чем не современная постановка? Или этого уже недостаточно?
Впрочем, и заявления о том, что «Театральный ковчег» не идет в ногу со временем, выглядят неоднозначно. 29 декабря я посетила новогодний утренник, подготовленный театром. В детском спектакле «Тайна волшебного ларца» баба Яга связывалась с Дедом Морозом по скайпу, просила в подарок «лесбук» и летала на электрическом самокате-ступе.
Выступая на радио, С.А. Персианов говорит о том, что у него пока нет готового ответа на вопрос о том, каким будет театральное будущее города, и предлагает всем жителям поучаствовать в обсуждении. Однако в статье «Без поправок на провинциальность» говорится, что «разработаны и в начале 2015 года будут представлены на утверждение Совету депутатов основные направления культурной политики города». Разве программа — это не готовый ответ? Или имеется в виду, что широкое общественное обсуждение программы может привести к ее изменению? Хотелось бы надеяться на последнее.
Итак, понятно, почему нет желания развивать существующий театр. Потому что он не согласен на репертуарные эксперименты в духе А. Демахина. Потому что существование театра в виде школьных постановок или гастролеров намного бюджетнее, а сэкономленные деньги можно пристроить в более подходящее место. Бюджет на культуру увеличен на 10%, но намек таков: количество не всегда переходит в качество.
В заключение хочется отметить, что спор между сохранением традиционного театра и введением современных зарубежных театральных форм, должен быть решен исходя из имеющейся сегодня ситуации нарастания напряжения и конфронтации в отношениях с Европой и США, а также необходимости поддерживать репутацию православной столицы России, которая должная быть образцом высокой нравственности и культуры. Популяризируя культуру Запада, мы разрушаем свое национальное самосознание и даем врагу сильнейшее оружие в воспитании наших детей в антипатриотическом ключе.
Никто же не мешает модернизировать нашу культуру, привнося в нее современные технологические средства. Такие средства вполне могли бы вывести местный театр на новый уровень и привлечь внимание молодежи.
Алена Васильева
Комментарии
Не надо сводить суть проблемы к конфликту между церковной моралью, которая должна отбывать номер, и госполитикой в сфере культуры, которая должна идти в ногу со временем. Речь сейчас идет о том, что народному большинству хотят навязать мнение кучки людей, попавших во власть и мечтающих жить как в Европе. Народное большинство, несмотря на 20-летнюю промывку мозгов через экраны ТВ и либеральные СМИ, еще не утратило традиционных норм нравственности. И если пропаганда прозападных ценностей на частные деньги - это одно, то внедрение такой культуры на муниципальный уровень с финансированием из бюджета - это уже совсем другое дело. Между прочим 80% местного бюджета - это поступления от НДФЛ. Пусть любители европейщины заседают в арт-кафешках на свои деньги и не претендуют на высокую культуру под видом обновления и мировых тенденций.
Елена В., абсолютно с Вами согласен. Друзья, все, кому не безразлична судьба нашего Ковчега в той или иной степени, не поленитесь, оставьте свой комментарий. Иначе произойдёт следующее - втихаря под видом улучшения материальной базы Ковчег переселят в ОДЦ Октябрь, где театр преспокойно загнётся сам (об этом уже много говорилось и в комментариях и в самих статьях). Кто готов, пишите письма в ОП, в Совет депутатов, в администрацию... Такие письма фиксируются, и это уже будет хорошим вкладом в защиту Ковчега. К сожалению в наш город опять пришли временщики, которые через год другой уйдут из Посада. Их здесь ничего не держит, они мечтают о Москве. Нагадить эти молокососы успеют так, что потом опять не расхлебаешь. Пока ещё они боятся огласки, поэтому наши комментарии косвенно их сдерживают, бьют по рукам.
К сожалению, Николай, вы ошибаетесь насчет временщиков. Один из них человек постоянный в нашем городе. Свои разрушеия в нашем городе он начал более 25-ти лет назад, возглавив одну из лучших школ города. Через год из нее можно было уже бежать. Далее рофучилище на Северном- через год разруха, дальше сам город. Вот теперь до театра добрался. И ведь никуда его из города не выпихнешь. Присосался намертво.
RSS лента комментариев этой записи