Ещё одна история, типичная для территории, захваченной врагом, но вызывающая оторопь безразличием к людям, живущим в России здесь и сейчас.
В 2005 году Валентин Зрелов и его жена получили согласно договору аренды, заключённому с администрацией Сергиево-Посадского района, участок №114 для индивидуального жилищного строительства в селе Глинково Тураковского сельского совета.
В 2007 году от управления архитектуры и градостроительства администрации Сергиева Посада было получено разрешение на строительство жилого дома.
До этого 5 лет копили деньги, мечтали о доме, и он (площадью 86, 6 квадратных метров) был построен. А теперь его надо сносить.
Оказалось, что в 2-3 метрах от дома в 1975 году был закопан газопровод.
Однако на генплане и прочих планах районной администрации газопровод на участках, выделенных 30 лет спустя под ИЖС, отсутствовал, поскольку его трасса была спроектирована в 12-16 метрах восточнее, а охранная зона составляет 7 метров.
В 2014 году ГУП МО "Мособлгаз" обратился с иском в Сергиево-Посадский городской суд, решение которого приводится в сокращении, а изъятые данные не публикуются:
РЕШЕНИЕ СУДА ПО ДЕЛУ 2-8/2015 (2-2212/2014;) ~ М-1433/2014
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Соболевой О.О., при секретаре Сергеевой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области «<данные изъяты>» к (ФИО) о сносе жилого дома, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ГУП ГХ МО «<данные изъяты>» обратилось в суд с иском к Зрелову В.К. о сносе жилого дома, взыскании судебных расходов.
В судебном заседании представители истца по доверенности РазореноваИ.М. и Гриб М.М. заявленные требования поддержали, пояснив, что по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № между администрацией Сергиево-Посадского района Московской области ответчику Зрелову В.К. был предоставлен в аренду сроком на <данные изъяты> земельный участок по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Договор зарегистрирован в установленном порядке. На участке Зреловым В.К. возведен <данные изъяты> жилой дом. Вместе с тем, в районе <адрес> проложен газопровод высокого давления, входящий в состав Газовой распределительной сети от ГРС <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты>, находящейся в собственности Московской области и хозяйственном ведении истца, права которого на объект зарегистрированы. Газопровод был проложен и введен в эксплуатацию до предоставления участка ответчику и строительства на нем жилого дома, а именно, в ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о газопроводе были внесены в дежурные карты района. Участок и жилой дом Зрелова В.К. расположены таким образом, что газопровод проходит по участку, пересекая его, а жилой дом возведен в пределах двух метров от газопровода. Охранная зона газопровода высокого давления, в пределах которой строительные работы по возведению объектов жилого назначения запрещены согласно Правилам охраны газораспределительных сетей, составляет семь метров. В связи с тем, что часть газопровода проходит по участку ответчика, истец лишен возможности осуществлять эксплуатационные работы в отношении сети на указанном участке. В случае возникновения необходимости ремонт газопровода также будет невозможен ввиду отсутствия доступа к нему. Газопровод высокого давления относится к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Обратившись в суд, ставит вопрос о сносе жилого дома по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Зрелову В.К., а также забора по границам земельного участка под домом и навеса.
Ответчик Зрелов В.К. в заседании иск не признал, против его удовлетворения возражал. Суду пояснил, что владеет на праве аренды земельным участком по адресу: <адрес> на основании заключенного с администрацией Сергиево-Посадского муниципального района договора от ДД.ММ.ГГГГ №. Участок сформирован как объект права, сведения о нем содержатся в Государственном кадастре недвижимости. При заключении договора информации о том, что внутри участка располагается газопровод высокого давления, не имелось ни в учетных, ни в регистрирующих органах. Для возведения жилого дома ответчик в установленном законом порядке получил разрешение органов местного самоуправления. В соответствии с генпланом в районе застройки участок формировался с соблюдением расстояния охранной зоны газопровода. Полагал, что, возможно, сам газопровод проложен с нарушением проектной и землеотводной документации, а потому вины в расположении объекта собственности Зрелова В.К. в зоне охраны газовых сетей не имеется, оснований к сносу жилого дома, который является единственным местом жительства ответчика, он не усматривает. По указанным основаниям просил иск оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований – администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по доверенности Носов С.Б. в заседании выступил на стороне ответчика, сочтя предъявленный иск необоснованным. Пояснил суду, что в органах местного самоуправления имелась информация о расположении в районе <адрес> газораспределительных сетей Московской области. Исходя из графического отображения мест расположения газопровода на генплане по исполнительной документации, осуществляется распоряжение землями, входящими в состав земель Сергиево-Посадского муниципального района. При решении вопроса о выделении участка ЗреловуВ.К. под возведение жилого дома, администрация района исходила из сведений генплана. Полагал, что газопровод был проложен с нарушением документации по генеральному планированию. В связи с этим, не усмотрел в возведенной Зреловым В.К. постройке признаков самовольной, просил в иске отказать.
Из материалов дела следует, что ГУП МО «<данные изъяты>» владеет на праве хозяйственного ведения газовой распределительной сетью высокого и среднего давления от ГРС <данные изъяты> по адресу: <адрес> с входящими в ее состав газопроводами высокого и среднего давления, а также сооружениями (т. 1 л.д. 19).
Подземный газопровод высокого давления введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 20) и паспортизтрован (т. 1 л.д.118). Возведение производилось с составлением проектной документации (т. 1 л.д.119). По окончании строительства газопровода была составлена исполнительная документация (т. 1 л.д. 120), которая, как пояснили суду представитель органа местного самоуправления, учитывалась при планировании территории в районе газопровода.
Согласно акту проверки соблюдения земельного законодательства, проведенной экспертом отдела землепользования и земельного контроля администрации Сергиево-Посадского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, часть газопровода высокого давления пересекает земельный участок с кадастровым номером №, находящийся в аренде у Зрелова В.К. (т. 1 л.д. 128). При этом, расположенный на участке дом возведен на расстоянии около <данные изъяты> от оси газопровода.
Данные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспаривались и подтверждены также заключением проведенной по делу судебной экспертизы (т. 1 л.д. 148-178, т. 2 л.д. 31-40).
Заявляя требования о сносе дома, истец опирался на тот факт, что спорное строение хоть и возведено при наличии на то разрешительной документации, которая, тем не менее, подвергнута истцом сомнению как незаконная, однако, построен жилой дом без соблюдения необходимого расстояния до объекта систем газоснабжения, что создает опасность как для жизни ответчика, так и для иных лиц. Ответственность же за безопасную эксплуатацию газопровода возложена на истца, владеющего Газовой распределительной сетью от ГРС <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты> на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Ст. 11, 12 ГК РФ установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав осуществляется, кроме иных способов, также путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Приложением 1 к указанному Федеральному закону производственный объект – газопровод как объект, по которому осуществляется транспортировка газа, который при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимся и температура кипения которого при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже, относится к категории опасных производственных объектов.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 19), ГУП ГХ МО «<данные изъяты>» владеет Газовой распределительной сетью высокого и среднего давления от ГРС <данные изъяты>, общей протяженностью <данные изъяты> на праве хозяйственного ведения, предполагающем эксплуатацию сети.
Таким образом, истец обязан в силу закона осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Материалами дела подтверждается, что ГУП ГХ МО «<данные изъяты>», как минимум, с ДД.ММ.ГГГГ, обращалось в органы местного самоуправления с письменными заявлениями о недопустимости строительства в районе <адрес> без согласования с газовой службой по причине нахождения в районе застройки газораспределительных сетей (т. 1 л.д. 11-12, 16), т.е. проявляло достаточную степень усмотрительности в реализации своих прав как эксплуатирующей опасный производственный объект организации.
Между тем, из землеустроительной документации по формированию земельного участка, впоследствии предоставленного в аренду Зрелову В.К., а также документации по выдаче разрешения на строительство жилого дома усматривается, что согласование с ГУП ГХ МО «<данные изъяты>» не осуществлялось ни на одной из стадий.
Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 в соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» утверждены Правила охраны газораспределительных сетей, являющиеся обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
Согласно п. 3, 9 Правил охраны газораспределительных сетей нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства.
В соответствии с п. 7.23 СНиП 02.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» нормативное расстояние от подземных газопроводов высокого давления составляет 7 м с каждой стороны до фундаментов зданий и сооружений.
Однако, расстояние от угла дома Зрелова В.К. до газопровода составляет <данные изъяты>, что значительно меньше установленного законодательно расстояния.
Ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
В заседании не оспаривалось, что спорные постройки возведены Зреловым В.К., следовательно, с учетом приведенной выше нормы закона в связи с тем, что спорные объекты построены ответчиком с нарушением строительных норм и правил о минимальных расстояниях объектов до газораспределительных сетей, они подлежат сносу за его счет.
Суд учитывает, что иск о сносе построек заявлен не в порядке ст. 222 ГК РФ, а в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ. Таким образом, довод ответчика и третьего лица без самостоятельных требований о том, что постройка не является самовольной, т.к. возведена при наличии разрешительной документации на земельном участке, отведенным для соответствующих целей, суд не принимает во внимание. Спорный жилой дом, забор и навес, будучи расположенными от газопровода на расстоянии меньше, чем предусмотрено законодательством о промышленной безопасности, создают угрозу жизни и здоровью как ответчику, так и иным лицам, что было подтверждено экспертным путем.
Таким образом, способ защиты права был избран истцом верный.
Также суд отвергает возражения ответчика и представителя третьего лица о том, что вина Зрелова В.К. в нарушении минимально допустимых расстояний отсутствует, поскольку фактическое расположение газопровода не соответствует исполнительной документации, что было установлено экспертным путем, в связи со следующим.
Как было указано выше, газопровод был введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, тогда как участок был сформирован и предоставлен в аренду в ДД.ММ.ГГГГ, а жилой дом построен Зреловым В.К. в ДД.ММ.ГГГГ. Иными словами, газораспределительные сети как объект недвижимости были созданы раньше, о чем было известно Зрелову В.К. и администрации Сергиево-Посадского района, поскольку соответствующие сведения о прохождении газопровода в районе застройки были нанесены на документы по территориальному планированию (генплан). Ответчик, а также третье лицо – орган местного самоуправления при формировании участка и строительстве дома, проявляя достаточную степень усмотрительности, во избежание в дальнейшем нарушения охранных зон магистральных трубопроводов, должны были обратиться в газовую службу за согласованием места расположения участка и планируемого на тот момент строительства дома, чего ими сделано не было (т. 2 л.д. 2-26, т. 1 л.д. 203-211).
При таких обстоятельствах, данный довод суд отвергает как несостоятельный, к тому же, не основанный на законе, а заявленный иск находит подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд, вынося решение о понуждении Зрелова В.К. снести строения, находит необходимым установить ему для указанных целей срок – <данные изъяты> с момента вступления настоящего решения в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным с учетом характера таких действий и их последствий.
По правилам ст. 98 ГПК РФ судебные расходы истца по оплате госпошлины, подтвержденные платежным документом (т.1 л.д. 7), подлежат взысканию с ответчика как с проигравшей спор стороны.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области «<данные изъяты>» к ФИО9 о сносе жилого дома, взыскании судебных расходов удовлетворить.
Обязать ФИО10 в течение <данные изъяты> с момента вступления настоящего решения в законную силу за счет собственных средств снести <данные изъяты> жилое строение общей площадью <данные изъяты> забор и навес, расположенные по адресу: <адрес> принадлежащие ему на праве собственности.
Взыскать с ФИО11 в пользу Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области «<данные изъяты>» судебные расходы по оплате госпошлины – <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 марта 2015 года.
Судья: <данные изъяты> О.О. Соболева
ЧТО ПОТОМ
Иск обжалован в Московском областном суде, но решение первой инстанции оставлено в силе.
Супруга Валентина Константиновича пока шёл суд очень переживала, но решения так и не дождалась, четыре месяца проболела и умерла в начале 2015 года.
Самый гуманный суд назначил Валентину Зрелову выплату судебных издержек, а так как кроме пенсии у ответчика других доходов не имелось, то от 10 тысяч рублей 50% вычли для покрытия судебных издержек, а теперь будут вычитать стоимость проведения экспертизы - в сумме 70 тысяч рублей.
Валентин Константинович разочаровался в судебном порядке истребовать от Мособлгаза перенос магистрали высокого давления на 12-16 метров, согласно генплана. Но подал иск в надежде компенсировать затраты, понесённые при строительстве дома, в размере 7 336 000 рублей от администрации Сергиево-Посадского района.
И хотя стоимость переноса газопровода в ГУП МО "Мособлгаз" Зрелову не сообщают, он надеется, что даже с учётом неумеренных аппетитов семь миллионов рублей должно хватить на вынос нескольких метров газопровода за пределы семиметровой охранной зоны.
19 мая этого года иск Зрелова В.К. был принят к рассмотрению Сергиево-Посадским городским судом за №2-4205/2016 ~ М-3314/2016.
Ответчик: администрация Сергиево- Посадского муниципального района Председательствующий судья: Соболева О.О. Рассмотрение иска начнётся в сентябре.
НА КАРТИНКАХ
Фото вверху: вот дом, который построил Зрелов, вот экспертиза дома, который построил Зрелов, а в ней про Мособлгаз, который проложил трубопровод в 12-16 метрах от оси трассы, а вот и Зрелов, который построил дом на месте, которое ему выделила администрация района, которая не знала, что Газпром проложил трубопровод не там, где был обязан, а вот и Зрелов, которого заставляют снести построенный дом, потому что Мособлгаз не хочет исправлять свою оплошность, а администрация района не знала про ошибку газовщиков, когда выделяла участки под ИЖС, поэтому во всём виноват Зрелов, и администрация не продлила аренду, потому что - если нет дома, то нет и проблемы.
Но если в честь сего достославного события на месте дома Зрелова поставят памятную колонну из поликарбоната, то как вы думаете, во сколько обойдутся комплексные затраты, особенно, если красиво подсветить и надпись написать?
Ах да! Вот ещё пенсия Зрелова в 10 тысяч рублей, но теперь её половину следует отдавать поистратившемуся в судах Мособлгазу, но у кого всё лето нет горячей воды, у того её, наверное, всё равно не будет.
Анатолий Северинов
Комментарии
Один мат...
И, да, у нас практика такая, что всегда виноват самый слабый...
Остальные или "национальное достояние", или патриции.
RSS лента комментариев этой записи