1929

На фото Тимур Кибиров (слева) и автор в арт-кафе "Вишнёвый сад"

У online-журналистики есть много преимуществ перед традиционной бумажной. К примеру, если вы кликните сюда, то попадёте на мою первую статью о вечере поэта Тимура Кибирова в арт-кафе «Вишнёвый сад».

«Вот так быть любимым»

В той статье я подчёркивал сильные христианские обертона в его лирике. Даже в стихотворении об отце он не может скрыть стремление к Отцу небесному, который даёт утешение Своей надёжностью и любовью. 

Щекою прижавшись к шинели отца –

Вот так бы и жить.

Вот так бы и жить — ничему не служить,

Заботы забыть, полномочья сложить,

И все попеченья навек отложить,

И глупую гордость самца.

Вот так бы и жить.

На стриженом жалком затылке своем

Ладонь ощутить.

Вот так быть любимым, вот так бы любить

И знать, что простит, что всегда защитит,

Что лишь понарошку ремнем он грозит,

Что мы не умрем

Перед выступлением в «Вишнёвом саду» мне удалось побеседовать с Тимуром Кибировым, и мой первый вопрос был как раз об отце.

- Ваш отец был военным. Как его звали?

- Его звали Юрий Кириллович Запоев, и моя настоящая фамилия тоже Запоев. Кибиров – это псевдоним, в качестве которого я взял фамилию бабушки. Он был ветераном войны. Ему довелось захватить последние полгода Великой Отечественной. Когда я был совсем маленьким, он был артиллеристом, командиром батареи. Потом он перешёл в ПВО, а затем, по окончании заочного отделения Нальчикского университета, его сделали политработником и до конца своей службы он занимался воспитанием личного состава. По своей наивности он надеялся, что я займусь тем же самым – пойду в военное училище и стану политработником.

- Приходя с работы, он по инерции продолжал вас воспитывать?

- Не очень, потому что этим больше занимались бабушка, дедушка и мама.

- Вы родились в Шепетовке – той самой, откуда Павка Корчагин?

- Отец там служил. Потом были Ковель, Сарны, Урал, Пермь, Якутия, Тикси, Казахстан, Подмосковье… На моё воспитание больше всех повлияли именно бабушка с дедушкой, и я благодарен за это Богу, потому что они были замечательные люди вполне традиционной культуры, не до конца советские, чего уже не скажешь о поколении родителей и о нашем поколении. Они привили мне базовые ценности, помогающие различать что хорошо, что плохо, что стыдно, что нет. Без этого опыта раннего детства моя судьба сложилась бы гораздо хуже.

Россия соткана из недоразумений

- Сегодня, 25 декабря, весь мир празднует Рождество. Кроме России. Как вы относитесь к тому, что мы продолжаем упорно пользоваться юлианским календарём и не отмечаем главные праздники вместе с другими христианами?

- Это очень печальное историческое недоразумение. Это некий тупик, про который у меня даже есть рассказ. Сейчас, после советского периода, когда юлианский календарь стал символом сопротивления против коммунистов, сделать что-то крайне трудно. Это одно из многочисленных недоразумений, недопониманий, из которых соткана Россия. Всё у нас как-то криво получается.

- К какому только поэтическому течению вас не причисляют. А как бы вы сами назвали то направление, в котором работаете? 

- Хоть горшком назови… Меня термины не сильно волнуют. Как сказал Александр Блок, поэты интересны тем, чем отличаются друг от друга, а не тем, чем похожи. Кроме того, все эти рубрикации происходят по неправильным основаниям. Например, авторов относят к одному классу на основании схожей поэтической техники. На мой взгляд, это неправильно, потому что один и тот же инструмент можно использовать для разных целей. Если говорить о целях, то я совершенно замшелый традиционный русский поэт, потому что те цели, которые я хочу достичь, совпадают с теми, которые были сформулированы  классиками русской (и зарубежной) литературы XIX века.

Богу нужны интересные собеседники

- Вы в программе «Линия жизни» на канале «Культура» высказали сожаление о том, что учились в МОПИ спустя рукава…

- О, да. Может быть, МОПИ не самое блистательное учебное заведение, но если бы я хотел учиться, я бы мог хорошенько выучить английский язык, я бы мог хорошо изучить античную литературу… О, Господи, я бы даже знал латынь, если бы не занимался ерундой и меньше сидел в пивных и шашлычных.

Понятно, что этим заниматься нужно в юности, потому что изучать языки, например, легче в молодости¸ а ещё легче в детстве. По-английски читать я ещё могу, а говорить уже никогда не научусь. Сейчас я занимаюсь французским, потому что мне это интересно, но даже читать вряд ли научусь. Однако, учиться надо всегда. Смысл жизни человека – это познание мира, что означает непрерывную учёбу. Именно для этого нас создал Господь: чтобы мы познали Его творение и стали для Него интересными собеседниками.

- На какие предметы надо делать особый упор школьникам и студентам?

- Русская словесность, иностранные языки и математика. Математика важна, потому что это школа мысли. Неплохо было бы логику изучать, как было в гимназиях; это избавило бы нас от многих сегодняшних проблем. Например, от обилия демагогии. Словесность - тоже в некотором смысле школа мысли, потому что мысль формулируется с помощью языка.

«Так завещал великий Гитлер»

- За две недели до вас в этом арт-кафе выступал Виктор Шендерович, и он придумал одно слово, которое  очень ёмко описывает установившийся в России строй – садомазодержавие. А, по-вашему, в каком обществе мы нынче живём?

- Строго говоря, это фашизм, если данное слово использовать не как ругательство, а как название социально-политического явления. Признаки налицо: власть одной партии, культ вождя, культ нации, культ войны, презрение к интеллектуалам, либералам.  Это, конечно, не нацизм Гитлера, но фашизм Муссолини.

- И долго мы будем болеть этой болезнью, которой Европа переболела в XX веке?

- Это зависит от наc с вами.

По большому счёту, когда Кибиров говорит о том, что по своим целям он «замшелый классический русский поэт», он не лукавит. Может, Кибиров и не жжёт глаголом сердца людей, но задуматься заставляет. Как вот в этом тексте прочитанном в «Вишнёвом саду»:

«Премьер-министр Столыпин ответил писателю Толстому, пытаясь объяснить матерому человечищу основы своей социально-экономической политики. А вот премьер-министр Медведев не отвечает писателю Акунину и не собирается ничего ему объяснять.

Интересно почему? Потому ли, что Медведев, ясное дело, не Столыпин? Потому ли, что Акунин недостаточно матерый? Или потому, что бывает такая социально-экономическая политика, которую фиг объяснишь?»

Торт, под названием «Фашизм» у нас уже успешно испечён. Сейчас к нему то и дело добавляют по вишенке. А вот как поэт пишет про его основной ингредиент:

Любить великую Отчизну,

Простой и мудрый наш народ.

Не пощадить ни сил, ни жизни,

Когда нас Родина пошлет.

Любить родимые пейзажи,

Леса, проселки, колоски.

И слабый пол любить, и даже

Надрыв лирической тоски!

Любить культуру и искусство,

Приплясывать и подпевать.

Питать возвышенные чувства,

Надежды гордые питать.

Любить историю родную,

Наследье дедов и отцов

И нашу славу боевую,

И гром побед, и звон клинков.

Любить, как мать, любить, как сына!

Любить, хранить, оберегать!

В слезах березки и осины,

И лиственницы обнимать!

Любить, сверкая блеском стали,       

Бить всех, кто это разлюбил!..

Так завещал великий Гитлер,

Так доктор Геббельс нас учил.

Зачем стояло у Степана?

Несмотря на мрачность картины окружающей жизни, поэт предлагает не вешать нос, равно как и другую, весьма важную, часть тела. В заключительной части вечера он прочитал «моралистическую глоссу на аморальную  частушку». Глосса – это форма староиспанской поэзии, когда стихотворение пишется по мотивам эпиграфа. В качестве эпиграфа Кибиров взял крайне жизнеутверждающую частушку:

По деревне шёл Степан.

Был мороз трескучий.

У Степана хер стоял –

Так, на всякий случай.

И вот какая глосса получилась у Тимура Кибирова:

 

Степан, как пионер, был «всегда готов», даже в «мороз трескучий». Так будем и мы всегда готовы к хорошим переменам. Так, на всякий случай. Спасибо за оптимизм, Тимур Юрьевич.

В ближайшее воскресенье

В наступающее воскресенье, 5 февраля, в арт-кафе «Вишнёвый сад» состоится показ фильма «Я НЕ ВЕРНУСЬ» и встреча с актрисой Полиной Пушкарук.

О чём кино? Аня учится в аспирантуре, читает лекции по Байрону, но в один момент её жизнь переворачивается, и чтобы избежать ложного обвинения, она убегает, прикинувшись подростком-беспризорником. Маска тинэйджера и знакомство с действительно маленькой Кристиной обращает бегство девушки в новый путь: заново пережив отрочество, Аня начисто переписывает свою жизнь... Фильм снял режиссёр Ильмар Рааг - лауреат фестивалей «Сталкер», «Зеркало», «Киношок», международных фестивалей в Нидерландах и США.

Полина Пушкарук исполняет в фильме «Я не вернусь» главную роль. Она перспективная российская актриса театра и кино. Родилась в 1991 году, профессиональное образование получила в Российской академии театрального искусства.

Полина получила свою первую роль в кино в 2012 году - это была роль радистки Кати Венгеровой в фильме «Жизнь и судьба», а первой главной ролью для молодой актрисы, стала как раз роль Анны Морозовой в ленте «Я не вернусь».

Полина Пушкарук так же снималась в фильмах «Инквизитор», «Солнечный удар», «Молодая гвардия», «Тихий Дон».

В настоящее время актриса служит в театре «Студия театрального искусства», задействована в спектаклях «Самоубийца», «Записные книжки», «Битва жизни», «Москва-Петушки».

Приходите в арт-кафе «Вишнёвый сад» в воскресенье в 19.00. Будет что посмотреть и обсудить. 

 

Сергей Шиляев

Поделиться:

Комментарии   

+1 #1 дед Владимир 02.02.2017 21:38
Истино народный, жизненно утверждающий певец русского слова, особенно понравилась гаврилиада о Степане. Побольше бы нам такого в жизни радостного и настраивающего нас на позитив, на веру в русские морозы, то есть на природную силу повышающую наши потенциальные возможности.
Цитировать

Добавить комментарий

Текст комментария: