1472

Восемьдесят лет назад в нашем городе прошел первый настоящий новогодний праздник, отмечавшийся с большим государственным размахом. В 1937 году в пику старым традициям Рождества появилось новое культурологическое явление – «Советская ёлка».

  • Новый, недолгий

Вопреки распространенному мнению, ёлка как атрибут новогоднего праздника довольно сносно прожила в послереволюционной России десять лет – до 1927 года. Ее ставили в школах, в детских домах, в семейном кругу, а посещения вождями партии (в том числе В.И. Лениным) детских ёлок надолго вошло в круг образов советской живописи и детской литературы.

1 января 1919 года сергиевская газета «Трудовая неделя» опубликовала заметку «Встреча Нового года трудящимися». В ней говорилось:

«В первый раз у нас в России вообще, а в Сергиевом посаде в частности, трудящиеся всех профессий, как интеллигентного, так и простого труда, в дружной семье без различия социального положения встречают Новый год».

Площадкой для упомянутого праздника стал Дом Профсоюзов, обосновавшийся в бывшем доходном доме Лавры на углу Переславской и Александровской улиц (ныне это проспект Красной Армии и улица Карла Маркса. – Ред.). Подробности события в местной печати не отразились, известно лишь, что участники, как было принято в те годы, пели революционные песни.

Советская новогодняя открытка

  • Праздник в опале

С конца 1920-х годов все изменилось. Критику празднования Нового года и Рождества как «буржуазно-поповского пережитка» сначала доверили комсомольцам, а к 1930 году гонения приобрели целенаправленный государственный характер. Началась ломка старого календаря, которой придавалось очень важное идеологическое значение. В 1931 году издательство ОГИЗ даже выпустило специальную брошюру «Как провести антирождественскую кампанию на предприятии».

Все это отражалось и в детской периодике. В журнале «Мурзилка» в январе 1929 года описывался антиёлочный праздник, участником которого был ослик с плакатом «Мы учимся на «хорошо» и «отлично», а вы не празднуете поповский праздник Рождества». Были и другие странные по нынешним временам затеи – например, к зимним забавам советским детям предлагалось возводить из снега… Мавзолей! В целом по стране в короткий срок оказалась уничтожена вся «индустрия Деда Мороза», включая предприятия, производившие ёлочные игрушки.

В газетах и журналах публиковались "антиёлочные" призывы

  • Внезапное возвращение

Как правило, на бытовом уровне, инициатором возвращения новогодней ёлки считают Н.С. Хрущева. Но это неверно. Новогодний праздник вернулся в дома советских людей в предвоенные годы благодаря инициативе первого секретаря ВКП(б) Украины Павла Петровича Постышева. В декабре 1935-го за его подписью в «Правде» появилась статья с заголовком «Давайте к Новому году организуем детям хорошую ёлку!». После чего все вертикали партхозактивов включились в пропаганду и реализацию идеи «советской ёлки» - с той же ретивостью, с какой ранее они ее гнобили. Скоро выяснилось, что во всем виноваты троцкисты, а у правильных большевиков о Новом годе всегда были самые теплые воспоминания. И Владимир Ильич к детям на ёлку ходил!

После этой заметки в СССР вернулся Новый год

  • Со всей серьезностью

В результате к встрече нового, 1937 года нужно было в срочном порядке проработать идеологический стержень праздника, определить его главных героев, восстановить производство игрушек. Журнал «Мурзилка», реабилитируясь, опубликовал на своих страницах «Всеобщую ёлкографию».

Особое задание было спущено Загорскому институту игрушки. Стараниями его сотрудников в ассортимент новогодних героев вернулись не только игрушечные мишки и зайки, но и персонажи сказок – Кот в сапогах, Красная Шапочка, Дюймовочка, герои русских народных сказок и сказок А.С. Пушкина.

Как и во всей стране, в нашем городе смену новогоднего курса восприняли со всей серьезностью. В декабре 1936 года на площади у Лавры были установлены праздничные декорации по проекту художника Владимира Соколова. Ёлки прошли во всех школах и заводских клубах. Дети и молодежь изощрялись в карнавальных костюмах. А на льду Вифанского пруда впервые появились ледяные скульптуры! Их выполнили студенты Института птицеводства и кролиководства («Куркрола») под руководством талантливого художника-анималиста Ростислава Коновалова. Мне удалось найти фотостеклышко снимка, сделанного внештатным фотографом газеты «Вперед» Яном Луневским, с изображением этого ледяного зверинца!

Ледяные скульптуры на Вифанском пруду, 1937 год

На ёлку рвались советские агитационные образы: пионеры, спортсмены, полярники, пограничники, самолеты и трактора. В своих игрушечных образах они несколько смягчились и потеряли плакатную агрессивность и напористость. Дед Мороз прилетал с Северного полюса вместе с «летчиками-молодчиками», а Конек-Горбунок с пригласительного билета призывал детей хорошо учиться.

Ёлочная игрушка, 1930-е годы

С тех пор ёлка стала неотъемлемой частью нашей действительности. Многие традиции советского Нового года до сих пор с нами. И кто скажет, что это плохо?

АЛЕКС РДУЛТОВСКИЙ

Ёлка для детей сотрудников НИИ Птицеводства. Птицеград, 1936 год   

"Сергиевские Ведомости"

Поделиться:

Комментарии   

0 #1 дед Владимир 12.01.2018 23:49
А с первого января 2018 года опять беда на Русь пришла откуда всё время ждали -- родные супостаты самогон легально изготавливать запретили.
Цитировать

Добавить комментарий

Текст комментария: