Дом Хвостовых, стоявший на перекрестке улиц Белая и Дворянская (Шлякова и Пионерская) – одно из самых известных безвозвратно утраченных деревянных строений Сергиева Посада. Об этом красивом здании ходило и ходит много легенд. Сегодня на его месте просто заросший бурьяном пустырь.
Дом Хвостовых был построен в 1892 году, предположительно, по проекту известного архитектора Александра Каминского (из его работ достаточно назвать первое здание Третьяковской галереи). Деревянное строение с красивой кирпичной оградой было заметным для нашего города: модный и актуальный в конце XIX века стиль модерн с богатой резьбой и элементами эклектики.
Отметим, что в течение многих лет в среде краеведов бытовало мнение, что изначально дом был одним из российских павильонов на Всемирной выставке в Париже (1900 год) и впоследствии был перевезен в Сергиевский посад. Надо сказать, что эта версия не лишена изящности и правдоподобности: такое действительно могло быть. По архитектурной стилистике дом отлично вписался бы в комплекс зданий российского представительства, а в состав русской промышленной делегации на выставке входил Сергей Алексеевич Хвостов, муж будущей хозяйки дома Анны Ивановны Хвостовой.
Но все-таки Париж здесь ни при чем. В 1978 году дом как архитектурный памятник был обследован специалистами, разработавшими проект его реставрации. В приложенной к проекту исторической справке говорится:
«На втором этаже под слоями обоев были обнаружены первоначальные обои, наклеенные на листы газет. При осмотре стен нашлась первая полоса газеты. То был «Русский листок» №89 от 1892 года. Следовательно, дата построения дома определена с максимальной точностью».
12 августа 1906 года пензенский губернатор Сергей Хвостов погиб при неудачном покушении на премьер-министра Петра Столыпина (взрыв на Аптекарском острове). В 1910 году его вдова Анна Ивановна Хвостова купила в Сергиевском посаде дом. В 1917-м, после отречения Николая II от престола, вместе с ней в наш город прибыла дочь Екатерина – бывшая фрейлина императорского двора.
После революции особняк Хвостовых стал коммуналкой: бывшие владельцы занимали две комнаты на первом этаже, а все остальные помещения, включая кладовки, были отданы другим людям – в основном семьям бывших чиновников, поступивших на советскую службу.
В 1920-е годы хозяйка дома Анна Ивановна Хвостова и ее дочь Екатерина были очень заметными, как сказали бы сейчас, православными активистами. Обе они приняли постриг и стали «монахинями в миру». Частым гостем в доме Хвостовых был наместник Лавры архимандрит Кронид.
В 1925 году Анну Ивановну арестовали и выслали в Тверь, а затем в Вологду (это называлось "минус шесть": запрет на проживание в шести крупнейших городах и областях СССР). 10 декабря 1937 года по обвинению в «активном участии в церковно-монархической группе и распространении провокационных слухов» ее приговорили к расстрелу.
Дом, по-прежнему неофициально носящий имя Хвостовых, был муниципализирован, в течение многих лет в нем жили люди. По-видимому, в конце 1970-х, перед Олимпиадой, его расселили. Существовали так и несбывшиеся планы его реставрации с передачей под опеку Загорского музея-заповедника, а позднее – местного отделения Союза художников.
В 1990 году в доме произошел пожар, здание сильно пострадало от огня. В общей суматохе крушения СССР и смены эпох за его восстановление так никто и не взялся. Через несколько лет полуразрушенный особняк Хвостовых окончательно исчез с лица нашего города.
Дом Хвостовых в 1960-х годах. Здание ещё жилое: на крыше - телеантенны, на балконе - цветы
Дом Хвостовых в 1970-х годах
После пожара, январь 1992 года
Контуры прошлого. Апрель 2018 года
Александр ГИРЛИН
Комментарии
Не дедушка Вова,это советская образина явила свою сущность в наступившем капитализьме
Цитировать
Светлана!, ну я так примерно и хотел выразиться, у меня просто мужества не всегда хватает вот так вот, прямо с плеча , -- если можно так выразиться.
RSS лента комментариев этой записи