15 июля мы узнали, какое будущее ожидает российское образование. До этого дня лишь догадывались, что "умные нам не надобны, надобны верные." (Братья Стругацкие "Трудно быть богом"), а теперь официально объявили. В городке Сукко Краснодарского края.
Две трети россиян не нуждаются в высшем образовании, поскольку повышение качества среднего специального образования открывает доступ ко многим профессиям, которые прежде требовали обучения в вузе, объявила зампредседателя правительства РФ Ольга Голодец, отвечая на вопрос об оптимальном соотношении в экономике рабочих специальностей и специалистов с высшим образованием.
"У нас есть просчитанный баланс, он составляет, примерно, 65% на 35%. При этом, 65% - это люди, которым не требуется высшего образования. Поэтому в ближайшем будущем пропорция в экономике будет меняться в сторону увеличения доли людей без высшего образования. Например, специальность "системный администратор" в мире сегодня уже не требует диплома вуза", - сказала Голодец журналистам в ходе посещения детского центра. (см. http://www.interfax.ru/business/518708)
Как всегда, мы идём другим путём, отличным от цивилизованного мира, в котором образованию придаётся всё большее значение. За примерами далеко ходить не надо. По ту сторону линии Маннергейма лет ...дцать назад решили, что среднее и высшее образование должно занимать приоритетное место в государственных программах.
Ныне Финляндия публикует больше статей об открытиях в различных отраслях мировой науки, чем Россия. Вы только вдумайтесь в этот факт. В "Суоми-красавице"! Больше!! Научных исследований!!!
ТАКОЕ МНЕНИЕ
ЭТО надвигалось давно, об ЭТОМ может рассказать любой переживающий за своё дело учитель общеобразовательной школы (см. https://otvet.mail.ru/question/44942637 ):
- Я учитель с почти двадцатилетним стажем, а дочь - школьница, поэтому настоящее и будущее нашего МНОГОСТРАДАЛЬНОГО образования меня волнует постоянно и очень сильно. За долгие годы работы в школе я повидала много маразма. Реформы начались еще до перестройки, но в последнее время с каждым днем становится все хуже и страшнее. Наши несчастные школы давно превратились в поле для БЕССМЫСЛЕННЫХ и ЧУДОВИЩНЫХ экспериментов, которые охватывают все области и сферы образования: от программ и учебников до системы финансирования. Учащиеся, педагоги и родители стали подопытными кроликами и заложниками БЕСКОНЕЧНЫХ "модернизаций и инноваций", причем никто не спрашивает нашего согласия на участие в "опытах" (впрочем, это же касается и других перемен в нашей стране - странновато как-то, учитывая, что мы вроде бы уже не в тоталитарном, а в демократическом обществе живем) .
Я помню нескольких министров образования, начиная с 1990-х годов. Могу сказать, что количество и качество немыслимого бреда, спускаемого сверху (от Москвы с Министерством Образования до районных отделов образования) и насильственно внедряемого в школах, с каждым учебным годом возрастает в геометрической прогрессии. У меня давно сложилось впечатление, что все эти реформы - дело рук людей, которые не имеют НИКАКОГО представления о самых обычных СОВРЕМЕННЫХ, РЕАЛЬНЫХ, ЖИВЫХ детях. Ни один нормальный педагог, который каждый день общается с учениками и их родителями, не способен даже выдумать то, что рождается в головах чиновников...
ТАКОЕ АБРАЗОВАНИЕ
Чем оборачивается забота наробразовских чиновников о подрастающем поколении, несколько лет назад поведала в МОСКОВСКОМ КОМСОМОЛЬЦЕ (см. http://www.mk.ru/social/education/article/2009/11/02/378686-100-ballov-za-ege-eto-cherez-chyur.html ) доцент кафедры стилистики русского языка МГУ Анастасия Николаева: "Последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями - лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки"... Вот это интервью:
— Первокурсники журфака только что написали проверочный диктант по русскому языку. Подтвердили ли они оценки, с которыми поступали?
— Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3—4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24—25 ошибок. Практически в каждом слове по 3—4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение.
— То есть?
— Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян.
— У вас и правда был такой слабый набор?
— В том-то и дело, что формально сильный: средний балл по русскому языку — 83. То есть не просто “пятерка”, а “суперпятерка”, поскольку отличная оценка по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов. И это очень скверно, поскольку, когда ребята завалят первую же сессию, нам скажут: “Вы получили “супертовар”. А сейчас ребята не могут воспроизвести простеньких русских слов. Как это вам удалось сделать из суперотличников супердвоечников?!” Кстати, в этом году благодаря ЕГЭ победители олимпиад и золотые медалисты не смогли поступить на дневное отделение: все они учатся на вечернем. Мало и москвичей. Впрочем, журфаку еще грех жаловаться. Сколько-то самых безнадежных студентов нам удалось отсечь с помощью творческого конкурса. А вот что получил, скажем, филфак, страшно даже подумать. Это национальная катастрофа!
— В чем ее причина?
— В какой-то степени в “олбанском” интернет-языке. Однако главная беда — ЕГЭ. По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями — все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик. Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях. Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине.
— С этим можно что-то сделать?
— По итогам диктанта прошло заседание факультетского ученого совета. Вырабатываем экстренные меры по ликбезу. Сделаем, конечно, что сможем, но надо понимать: компенсировать пробелы с возрастом все труднее, и наверняка выявятся ребята необучаемые. Да и часов на эти занятия в нашем учебном плане нет. Так что, боюсь, кого-то придется отчислить, хотя ребята не дебилы, а жертвы серьезной педагогической запущенности.
— Многих можете потерять?
— Не исключаю, что каждого пятого первокурсника. ЕГЭ уничтожил наше образование на корню. Это бессовестный обман в национальном масштабе. Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков. И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество.
Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне. Ребята, кстати, и сами понимают, что дело плохо, хотят учиться, готовы бегать по дополнительным занятиям. С некоторыми, например, мы писали диктант в виде любовной записки. Девчонки сделали по 15 ошибок и расплакались.
Кажется, плакать уже поздно. Слишком далеко всё зашло... Это - Россия первой четверти XXI века.
Анатолий Северинов
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи