3841

Один из читателей «Копейки», попросил нас опубликовать обращение к Патриарху Кириллу в связи «Русским Ватиканом», написанное им и поддержанное его родными и знакомыми, как верующими, так и не верующими людьми. Примечательно, что данный читатель – православный христиан и всегда отстаивал в интернете интересы Церкви, заступается за неё. Но даже он в данной ситуации уже не выдержал…

 

ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ

ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛУ

ОТ ЖИТЕЛЕЙ СЕРГИЕВА ПОСАДА

Ваше святейшество!

К вам обращаются жители Сергиева Посада – верующие и неверующие, православные христиане и принадлежащие к другим конфессиям, объединенных не только местом своего проживания, но и любовью к своему городу и его истории и неравнодушием к его судьбе, судьбе своих близких и своих детей и внуков.

Недавно достоянием общественности стала концепция развития Сергиева Посада до 2025 года, разработанная компанией КБ «Стрелка» по заказу акционерного общества «ДОМ.РФ» и Министерства строительства Российской Федерации, главной целью которого является превращения города в «Столицу православия» – в связи с чем сама эта разработка, как стало известно, благословлена непосредственно Вами, а синодальные учреждения Русской Православной Церкви принимали участие в выработке предложений для нее.

Хотя конкретные детали этой концепции еще недоступны для общественности – то, с чем уже можно ознакомиться, вызывает настолько противоречивые и вместе с тем возмущенные чувства, что заявить о них прямо и нелицеприятно – наш прямой долг. Ведь речь идет не просто о строительстве одного или нескольких зданий для нужд церкви – но и, по сути, отчуждении от Посада и его жителей огромной части городской площади, находящейся в самом его центре и составляющей его историческое ядро.

Чудовищный ущерб, наносимый городу этим решением, трудно переоценить – и этот ущерб не ограничивается одним только градостроительным аспектом, но затрагивает целый пласт проблем – духовных, социальных, исторических и экономических.

Во-первых, нельзя не отметить, что те идеи, которые преподносятся для обоснования необходимости подобных проектов и которые неоднократно озвучивались председателем экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Московского патриархата протоиереем Леонидом Калининым, являются или полной ложью, или полуправдой – в связи с чем невозможно отбросить мысль от том, что вся концепция служит только прикрытием для разворовывания выделяемых для нее бюджетных средств. «…Изначально идея принадлежит самим жителям города и тем, кто управлял Сергиевым Посадом много лет» - утверждает о. Леонид, в то время как

мнения жителей города никто не спрашивал и сама эта фраза до боли напоминает недавние советские годы, когда «по просьбе трудящихся» сносили памятники архитектуры, поднимали цены на продукты или приговаривали к смерти врагов народа. «…Потому что всем, кто знаком ситуацией в городе, очевидно: дальше продолжать так жить нельзя. Это даже неприлично для нашей страны – иметь такой город в столь запущенном состоянии» - продолжает он, хотя эти фразы от начала до конца представляют собой полную неправду – к 700-летию преподобного Сергия Радонежского, которое отмечалось в 2014 году, город был приведен во вполне благоустроенное состояние. Да, безусловно, это состояние не идеальное – но и никак не подходящее для подобных оценок. Да, окраинные районы города, в самом деле, находятся не в лучшем виде и обременены множеством проблем – но реконструировать предлагается не их - а, напротив, вполне благополучный центр.

Во-вторых, сама идея разделения центра Посада на две части, из которых одна, наибольшая, волевым решением отчуждается от города и передается фактически в пользование одной из религиозных организаций, причем находящиеся на отчуждаемой территории здания, в том числе жилые, предполагаются к сносу или смене владельца и назначения – выглядит настолько чудовищно с правовой и просто моральной стороны дела, что сама постановка такого вопроса еще десять лет назад могла бы выглядеть нелепой карикатурой – увы, предлагаемой ныне для воплощения в жизнь. Мы спрашиваем Вас – на каком основании Вы или Ваши подчиненные взялись распоряжаться не принадлежащими и никогда не принадлежавшими ранее Русской Православной Церкви имуществом и территориями? Мы уже не говорим о том, что сам перечень тех учреждений, которые планируется разместить на расчищенной площади, выглядит издевательством над здравым смыслом – Высший церковный суд, Патриарший дом приемов, конгресс-центр, представительства автокефальных церквей, Патриаршая библиотека и медиатека и прочее – то есть ради зданий, в которых предполагается разместить функционирующие несколько раз в год организации или в необходимости существования которых вообще имеются серьезные сомнения – предлагается снести половину центра города?

В-третьих – в качестве еще одного обоснования необходимости реализации этой концепции выдвигается мысль о том, что, говоря словами о. Леонида, «Сергиев Посад был обезображен! И эти безобразные постройки советского времени сегодня требуют либо реставрации, с большими капвложениями, либо переделки, реконструкции». Да, безусловно – советские годы нанесли историческому облику города немалый ущерб. Но то, как этот ущерб

преподносится и подтверждением каких идей служит – никак не может быть признано обоснованным. Во-первых, вовсе не все здания советской постройки представляют собой уродливые сооружения – среди них немало и вполне достойных – в особенности Дворец культуры им. Ю.А. Гагарина, представляющий настоящий архитектурный шедевр и являющийся центром культурной жизни города – и который, как раз, оказывается в отчуждаемой в пользу церкви зоне. Варварское уничтожение или просто отъятие его у жителей – точно ли это борьба с советским наследием – или, напротив, полное воспроизведение такой же градостроительной политики коммунистов, когда под надуманными предлогами взрывались или уродовались памятники архитектуры – храмы и монастыри в их числе? Во-вторых – отчего же озабоченных борьбой с советским искажением облика города авторов концепции нимало не беспокоит находящийся в самом центре изуродованный храм Рождества Христова, о планах восстановления которого ничего неизвестно? Отчего в числе предметов их попечения мы не видим полуразвалившуюся местами стену и башни Пафнутьева сада? Отчего, наконец, при этом ни слова не слышно об удалении с карты города никакого отношения не имеющего к его истории имен Маркса, Кирова или несуществующей Красной армии, которыми заменили исторические названия древних улиц? До каких пор будет продолжаться нелепое соседство борца с религией Ленина и преподобного Сергия Радонежского, а являющийся историческим курьезом памятник Загорскому будет находиться на месте, никак ему не подобающему – если в необходимости его вообще имеется хоть малейший смысл? Может быть, стоит начать с этих элементарных и на порядок более дешевых начинаний – а снос здания администрации может и подождать?

В-четвертых – отдаете ли Вы себе отчет в том чудовищном ущербе, который Вы и Ваши подчиненные наносите подобными проектами не только авторитету Русской Православной Церкви, но и религии вообще? Призванные быть образом Христа в мире – Вы, к прискорбию, вызываете в памяти совсем иные евангельские строки: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» (Мф 23:14). Преподобный Сергий, основывая свою обитель, не сносил ради нее половину Москвы и не изгонял из своих домов жителей Радонежа – напротив того, добровольно оставил даже собственный дом и ушел в непроходимую чащу. Теперь же те, кто считает себя последователями святого, уподобились его гонителям – а нам приходится повторять слова преподобного, обращенные им некогда к тогдашним недостойным возглавителям Русской церкви: «Молю Бога, чтобы

Он не попустил разорить место сие и изгнать нас без вины». Задумываетесь ли Вы – для кого строятся эти здания, кто их наполнит – если и без того тяжелейший кризис веры, порожденный множащимися год от года соблазнами, приводит к массовому отходу от церкви тех, кто мог бы войти в ее ограду – но отвращается от череды поступков, подобных тем, о которых мы пишем?

Мы уже не говорим о прочих аспектах концепции – административной, транспортной или социально-экономической, ибо они формально не входят в сферу церковного попечения, хотя и их реализация породит множество проблем для жителей города – однако еще раз напомним хотя бы о той проблеме, которая реально волнует их – строительстве мусорного полигона в Сахарово в непосредственной близости от проектируемой «столицы православия». Может ли его наличие хоть как-то гармонировать с Лаврой преподобного Сергия? Может ли реализация многомиллиардной концепции восприниматься иначе, как издевательство на фоне такого строительства, имеющего своим следствием экологическую катастрофу района? Можно ли, опять же, иметь хоть малейшее доверие к словам о развитии Посада, если произносящими их полностью игнорируется эта, важнейшая, проблема?

Пока концепция находится на стадии рассмотрения. Еще не поздно священноначалию Русской Православной Церкви внять голосу жителей города и здравого смысла. Еще не поздно Вам отмежеваться от подобных инициатив и разработок. Еще не поздно вспомнить слова Христовы: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф 23:23). Не стоит вечно испытывать долготерпение Божие и человеческое – недавние события в Екатеринбурге ясно показали, что люди готовы объединиться и отстаивать свои права, даже если те попираются под благовидными предлогами.

Поделиться:

Комментарии   

+1 #21 Виктор Иванович 05.07.2019 21:28
А давайте воздвигнем свой «эверест», из мусора…Клиенты за восхождение на «вершину мира» платят шерпам по 60 тысяч баксов…
Цитировать
0 #22 Сергей 11.07.2019 11:49
Цитирую Виктор Иванович:
А давайте воздвигнем свой «эверест», из мусора…Клиенты за восхождение на «вершину мира» платят шерпам по 60 тысяч баксов…

Идея неплохая, только эпицентр давайте перенесем из Сахарово от нашего дома! Черкнёте свой адресок для обсуждения? (сарказм...)
Цитировать

Добавить комментарий

Текст комментария:

Последние материалы