01.03 на улице Глинки у памятника воинам, павшим в локальных войнах, состоялась акция, посвящённая 10-летию гибели бойцов Сергиево-Посадского ОМОНа в Старопромысловском районе Чечни 2 марта 2000 года.
Тогда в ходе боя у города Грозный погибли 17 бойцов, более 30 человек получили ранения. В этом бою погиб и командир отряда полковник Дмитрий Маркелов.
За героизм, проявленный при исполнении служебного долга, все погибшие награждены орденом «Мужества», 21 человек – медалью «За отвагу».
Впервые за последние сто лет, вопреки принятым правилам, 11 гробов не монашествующих, а воинов были установлены в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры. В литургии, которую вел наместник ТСЛ архимандрит Феогност, принимали участие министр внутренних дел Владимир Рушайло, губернатор Московской области Борис Громов, другие официальные лица.
В сегодняшней церемонии приняли участие родственники погибших, представители городской и районной администрации, омоновцы, школьники, жители Сергиева Посада. После троекратного оружейного салюта состоялось возложение венков, цветов.
В последующем комментарии перед многочисленными телекамерами глава района Владимир Коротков сказал: - Я помню тот день, когда в Троице-Сергиевой лавре с погибшими прощались жители нашего города, района, области.
Дмитрия Маркелова я знал с малых лет. Мы выросли в одной деревне. Знал и Любовь Маркелову, в детстве она была Тарабарина. Все мы росли вместе. Разница между мной и Дмитрием в 4 года. Я знал его как порядочного, честного человека, боевого офицера. Как мальчишка он был боевой, всегда был впереди, был вожаком деревенских мальчишек. И таким он оставался до конца своих дней. Командиром ОМОНа пользовался большим авторитетом среди бойцов, звавших его не иначе как «батя»…
Затем в ДК им. Гагарина состоялось мероприятие, посвящённое памяти бойцов Сергиево-Посадского района.
В художественном прологе в исполнении юношей и девушек из Центра детской и юношеской песни Владимира Цывкина звучали стихи Дмитрия Маркелова, после минуты молчания и гимна РФ выступил глава района Владимир Коротков, затем глава Сергиева Посада Николай Маслов.
Глава города объявил, что площадь, на которой находится памятная стела в честь воинов, участников локальных войн, будет называться площадью Воинской славы, там будет заложен сквер. Пусть он служит хорошим примером для будущих поколений.
Командир Сергиево-Посадского ОМОНа полковник Александр Волков отметил, что большие потери не сломили бойцов, уже в апреле того 2000 года, они снова отправились в Чечню. И недавно отряд вернулся из служебно-боевой командировки в Чеченскую республику.
Затем выступала группа «СССР».
2 МАРТА 2000
Исполнилось 10 лет с того дня, когда была расстреляна колонна Сергиево-Посадского ОМОН у блок-поста № 53 Старопромысловского района города Грозного. Мы приводим лишь три документа из многотомного дела по расследованию этой трагедии. Чтобы помнили.
1. Выписка из журнала боевых действий Мобильного отряда МВД РФ г. Грозного о событиях 2 марта 2000 года.
09.58 в дежурную часть Мобильного отряда г. Грозного («Челны») сообщение от ОМОН Республики Коми («Ливень-09») о том, что со стороны Первомайской слышны взрывы.
10.05 сообщение от ОМОН Московской обл. (позывной «Робот») на «Челны», что со стороны с. Первомайская по ним ведется интенсивный огонь из автоматического оружия, а также со стороны промзоны. Есть 300-ые (раненые).
10.10 «Дуллет-132» - «Роботу». Стреляют с тыла.
10.15 «Робот» - «220». Была атакована колона с заменой, есть 300-ые и 200-ые,
«220» - «Роботу». Принять меры по укрытию личного состава, дать зеленую ракету.
«Робот» - «220». Зеленых нет, только осветительные. Ведется огонь из автоматического оружия (снайпера, пулеметчики).
«220» - «Роботу». Сколько 300-ых и какой тяжести'?
«Робот» - «220». Сказать не могу, нужна помощь бронетехникой.
«Волга-2» - «Роботу». Еду на помощь на 3-х УАЗиках, НИВА и пятерка.
«Север» - «Роботу». Сейчас подъеду, разберемся. Еду на БМП и УАЗике.
«Тавда» - «Роботу». Две коробочки идут к тебе. Встать на левую сторону, дадим зеленую ракету. Со стороны .... стреляют снайпера.
«Север» - «Челнам» и «Пальма-1» - «Челнам». Производим зачистку. Выехала помощь 150 чел.
11.30 «Робот» - «Челнам». Нужна медицинская помощь, много 300-ых.
«507» - «Северу». Везу с собой 3-х врачей.
«Робот» - «Тавде». Где горит УРАЛ, там 300-ые. Смотрите, нас не накройте. Рядом с нами лежат 200-ые, заберите.
14.00 «Робот» - «507». Вы к нам прибудете?
«507» - «Роботу». Убирай 200-ых.
14.55 «507» - «Факелу-02». Подъехать на базу «Робота», забрать груз «200».
15.50 «Робот» - «Байкалу-100». У нас два 200-ых и 4 или 5 300-ых.
«507» - «Байкалу-100». 20 200-ых и 29 300-ых.
«507» - «Факелу-02». Забери всех и уходи.
«Факел-02» - «507». Вас понял.
2. Из показаний Б., сапёра ОМОН
"Решение о месте минирования мы принимали коллегиально, а непосредственно... устанавливали я и мой помощник Л.
...Практически каждый вечер, в последнюю неделю, с 19 до 21 часа я фиксировал подрывы мин ПОМЗ 2 М. Утром, когда я ходил и проверял, обнаруживались следы крови и больше ничего.
...Примерно за неделю до нападения на колонну я установил мины. Я не исключаю, что процесс установки мин был зафиксирован, так как во время боя я пытался «замкнуть» фугас и МОН-50, однако они не сработали.
02.03.2000 около 10 часов утра я находился на базе и услышал, что начался обстрел колонны, которая приехала на нашу замену. У меня была рация «Моторолла» с позывным «Мышь-1» по ней я успышап обращение начальника штаба о необходимости подрыва мин, которые находились на промзоне-2, так как именно оттуда боевиками велся огонь. Я связался с постами, которые мне доложили о несработке мин, после чего я и Л. выдвинулись на посты, чтобы лично проверить работоспособность электролинии. По прибытии на место я попытался подорвать мины и фугасы подрывной машинкой ПМ-4, но сработки не было.
Необходимость подрыва указанных мин заключалась в возможности поражения противника, так как было видно, что из этих зон ведется огонь в нашу сторону. Лично я видел, что из здания на промзоне № 1 из окон велся пулеметный огонь. Из места, где я находился, совместно с З., Л. и с другими просматривалась огневая точка расположенная в одном из домов с четырьмя окнами, выходящими на дорогу. Из всех четырех окон велся огонь, иногда одновременно. Одноэтажный дом в пос. Подгорный.
Вопрос: Что Вы можете сказать о действиях Чеченских милиционеров, которые патрулировали совместно с ОМОН КП-3?
Ответ: Совместно с нами несколько Чеченских милиционеров стояли на КП-3, я с ними старался не общаться, так как еще с первой Чеченской войны к ним не было никакого доверия и поэтому, когда я производил минирование, полностью исключал возможность фиксирования ими мест минирования. Где они были во время нападения на колонну, я сказать не могу.
Вопрос: Что Вы можете дополнить по обстоятельствам случившегося?
Ответ: С 1985 года я служил в инженерных войсках СА, по военному опыту могу утверждать, что это была тщательно спланированная подготовленная в военно-тактическом плане операция. К этой операции готовились задолго до прибытия колонны. По способу разминирования, установленных нами мин, я точно могу сказать, что разминирование со стороны противника производил опытный caпер".
3. Из показаний В., следователя
«Всего было обнаружено 7 огневых точек, они были оборудованы в домах, расположенных в н.п. Подгорное, а также были сделаны на высотах в виде земляных укреплений. Точки эти были, как с левой стороны от дороги, если ехать в сторону Грозного, т.е. за позициями ОМОН, так и с правой, т.е. из частного сектора и с расположенных рядом высот. Возле железобетонного забора, идущего по левой стороне от дороги, параллельно ей в 50 метрах от дороги была обнаружена тщательно замаскированная огневая точка, это был окоп. В заборе проделана бойница, на дне окопа был обнаружен медицинский пузырек с мутноватой жидкостью, жидкость напоминала наркотическое вещество.
…Были опрошены очевидцы из числа сотрудников Сергиево-Посадского ОМОН и военнослужащих воинской части 74566 с целью установления объективной картины боя.
Были обнаружены огневая точка, точки в домах №№65, 63,53 н.п. Подгорное, «бочке» и окоп на высоте 319, там было обнаружено большое количество стрелянных гильз от автоматического оружия, СВД и пулеметов.
…Была установлена и осмотрена ранее неизвестная следствию огневая точка, расположенная в доме № 34 по ул. Свобода в н.п. Подгорное, из которой по колонне велся огонь из спортивной малокалиберной винтовки. Там мы обнаружили гильзу калибра 7,62 мл и пластмассовый контейнер для хранения малокалиберных патронов.
Были установлены очевидцы – Д. (сказали уйти с остановки, так как здесь будет стрельба), а потом возле дома, где она живет, под окнами видела мужчину в камуфляже, который вел огонь из автоматического оружия и по рации просил скорректировать огонь. Установили Н., которая показала, что 2.03.00 со стороны нападающих погиб ее муж, Б.,1939 года, …вместе с ним погиб неизвестный ей мужчина в возрасте 25 лет. Их трупы видели за селом в подгорье. Была получена оперативная информация, о том, что «гантамировец» Старопромысловского ВОВД М., участвующий в расстреле колонны, говорил своим сослуживцам, что при обстреле они убили около 40 человек. «Гантамировец» А. также принимал участие в расстреле колонны.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий со стороны нападавших погибло 16 – 18 человек.
03.03.00 на кладбище люди увидели свежие могилы, а хоронят чеченцы умершего в день смерти.
В ходе осмотра мы сделали перерыв. Вернувшись на место после перерыва, мы обнаружили мину-растяжку, до перерыва её на том месте не было. Кто-то очень хотел помешать следствию, вообще давление со стороны местных чеченских властей было на следствие постоянным, по их мнению, всё сводилось к тому, что боевиков никаких не было.
…При оперативном осмотре промзоны, где находилась одна из обнаруженных огневых точек, сотрудники группы были обнаружены и обстреляны неизвестными из огнестрельного оружия. Было установлено оперативным путём, что дезинформацию о том, что 02.03.00 должна будет прибыть колонна с переодетыми боевиками внёс заместитель начальника Старопромысловского РОВД А. Первым по автоколонне стрелял «гантемировец» А., он стрелял из снайперской винтовки по головной машине колонны и по последней.
Была получена ещё оперативная информация, проливающая свет на события, которые произошли 02.03.00.
Обо всём этом я доложил руководству подробной справкой. Большую часть оперативной информации легализовать и оформить процессуально мы не смогли. Люди, которые давали информацию, очень боялись, что если о рассказанном ими узнает кто-нибудь из чеченцев, то их могут убить.
Так, например, Д. сразу же после того, как была официально допрошена как свидетель, куда-то исчезла, лично я не исключаю, что её могли убить, и убить именно из-за того, что она сообщила сведения об обстреле колонны.
…Группой, которую я возглавлял, была получена информация, доказывающая, что обстрел колонны ОМОН г. Сергиев Посад является тщательно проработанной и подготовленной заранее операцией. Легализовать эту информацию не представляется возможным, в связи с тем, что на территории Чечни идёт самая настоящая война, а на войне применить нормы УПК РСФСР невозможно».
ГОРОД Сергиев Посад №1 2010.
Добавить комментарий