06.10 Сергиево-Посадский городской суд вынес приговор фигуранту одного из самых противоречивых и громких уголовных дел. “МК” не раз писал о гибели губернатора Костромской области Виктора Шершунова и его водителя, разбившихся в автокатастрофе на Ярославском шоссе два года назад. Еще один участник происшествия — оставшийся в живых предприниматель Андрей Никифоров. После долгих разбирательств именно его признали виновником ДТП. Однако обстоятельства, при которых пересеклись пути чиновника и обычного гражданина, до сих пор покрыты тайной.
В ночь на 20 сентября 2007 года серебристый “Мерседес” губернатора под управлением Владимира Цветкова спешил в Москву — Шершунову нужно было на рабочее совещание в “Росатом”. В это же время по Ярославке ехал синий “Форд Фокус”, за рулем которого находился директор транспортной фирмы, 34-летний Андрей Никифоров. Поразительно, но единого мнения по поводу того, в каком направлении двигался директор компании, до сих пор нет. Сам водитель ничего не может вспомнить из-за провалов в памяти. А следствие и адвокаты Никифорова долго и мучительно пытались воссоздать картину и спорили между собой, предполагая разные схемы ДТП. Два года назад, когда еще были свежи воспоминания об этом случае, “МК” описывал версию правоохранительных органов. С тех пор она мало изменилась. Если вкратце — владелец “Форда” возвращался в Ярославль из Москвы, заснул за рулем, и его машину сначала занесло на земляную насыпь, потом на встречную полосу движения. А там уже произошло столкновение с “Мерседесом” из Костромы, который мчался, предположительно, на скорости более 143 км/ч.
Но, по мнению адвокатов Никифорова, события могли разворачиваться совсем иначе. На земляном газоне, через который якобы переехал “Фокус”, сотрудники ГИБДД не нашли отпечатков от шин автомобиля. Как же тогда машина оказалась на противоположной стороне? Можно было предположить, что следы размыл дождь, который шел в ту ночь. Однако, по утверждению экспертов, осадки были не столь велики, чтобы начисто стереть отпечатки шин. Правозащитники утверждают, что некоторые доказательства вины их подзащитного сфальсифицированы.
— Мы считаем, что на корпусе “Мерседеса” нет следов синей краски, так же как и на “Форде” не было серебристых частиц, как это указано в уголовном деле, — заявил “МК” адвокат Кудрат Кафланов. — Возможно, иномарки вообще не сталкивались. В этом вопросе у нас нет оснований доверять стороне обвинения. И вот почему. На суде выступали двое граждан, которые по делу проходят как понятые. Они должны были присутствовать при осмотре автомобилей. Но оба сказали суду, что на самом деле в этот момент их не было, а в документах кто-то расписался за них. В результате мы попросили судью исключить доводы со стороны обвинения относительно следов краски, но нам было отказано.
Защитники Никифорова допускают, что аварию могла спровоцировать третья машина, уехавшая с места. Один из свидетелей видел на месте происшествия балки. Откуда они взялись, можно лишь догадываться. Вероятно, швеллера выпали из какого-нибудь грузовика, и одна из иномарок “споткнулась” о препятствие.
— Следствие проведено поверхностно, — утверждают правозащитники Никифорова. — Ни одну из эффективных экспертиз, которые открыли бы истинную картину ДТП, не провели. Хотя мы подавали ходатайство о проведении дополнительной инженерно-технической экспертизы и о специфичном исследовании методикой трасологии, которая позволяет определить, как же все-таки могли столкнуться автомобили и сталкивались ли вообще. Но на суде учитывались лишь мнения экспертов МВД и Минюста.
Вчера к зданию суда подъехала группа поддержки Никифорова. На двух автомобилях висели мини-плакаты, призывающие служителей Фемиды к справедливости. Герой дня Андрей Никифоров в ожидании приговора безмятежно стоял в коридоре, опираясь на костыли. На лице его не было ни тени волнения, отвечая на вопросы журналистов, он смущенно улыбался: “Ничего не помню, что произошло в день аварии… Мне предстоят еще три операции, на ноги и ключицу”.
Судья оглашала приговор более полутора часов. Наконец она заявила, что Никифоров признан виновным. Ему предстоит отбывать наказание в колонии-поселении 3 года. Еще столько же он не имеет права управлять машиной. Также вдова Цветкова получит в качестве компенсации 300 тысяч рублей (родственники губернатора “отступных” не просили).
Первое, что после процесса сказали адвокаты: “Шок! Мы обязательно будем обжаловать приговор, и возле здания суда будет акция протеста”. “Я другого и не ожидал, — заявил “МК” Никифоров. — Судя по тому, как отклоняли наши ходатайства на слушаниях, истина никому не нужна”.
На фото Михаила Ковалева: После ДТП Андрей Никифоров передвигается только на костылях.
Дарья Андрианова
МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ 07.10.2009
Добавить комментарий