Напомним, восьмилетняя Лиза пропала после поездки на море. Туда ее увез отдохнуть папа, с которым мама была в разводе. Увидеть Лизу удалось только через полгода.
Когда мы написали эту историю, к нам полетели письма на редакционный ящик Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Одни сомневались:
— Не верим, что так запросто можно «украсть» человека.
Другие были не менее скептичны:
— Может быть, девочки было плохо с матерью, иначе бы она не уехала.
Третьи спрашивали:
— Как нужно в такой ситуации действовать?
Отвечаем на все эти вопросы.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?
Света и Саша познакомились в кафе.
— Мне было 18, Александру (имя изменено) — 25. Это была любовь с первого взгляда. Мы почти сразу стали вместе жить у меня. Родители были не против — Саша им понравился. Он все делал по дому. Сначала мы откладывали женитьбу, а позже вообще про нее забыли.
Работали вместе в мебельном магазине. Светлана продавцом, Саша занимался доставкой.
— Не могу сказать, что была счастлива: Александр властный, вспыльчивый. Если что не нравилось, мог матом крикнуть или замахнуться. Таки жили. Через семь лет родилась Лиза. Когда ей было пять лет, Саша собрал вещи и ушел к другой.
В новой семье у него тоже родилась дочь. Про Лизу Александр не забывал. Приходил по выходным — водил на прогулку.
— Два года назад он взял дочку погулять и пропал. Позвонил мне и сказал, что Лизу я больше не увижу. Полгода его не было в городе. Где он был, я так и не узнала. Наверное, жил у мамы, в Челябинске. Дочка мне рассказать ничего толком не смогла.
Почему он так поступил? Светлана считает — это месть.
— Через год после ухода из семьи, он попросился назад. Но я отказала. Это его сильно рассердило. Он затаил обиду.
Света подала в суд, который постановил: девочка должна проживать с мамой. Александр ходил на заседания. Подал встречный иск, доказывал, что мать не в состоянии воспитать ребенка. Но проиграл. И сам вернул дочку домой.
Шло время, Саша принял участие в передаче «Давай поженимся», завел третью семью, в которой у него родился сын. Стал снова навещать Лизу.
— Я решила, что он успокоился, образумился. Поэтому, когда он предложил свозить дочь на море, согласилась…
ОТПИСКА — ДРУГ ЧИНОВНИКА
Через неделю после поездки на море Света снова услышала в трубке: «Лизу ты больше не увидишь!». Побежала в полицию. В заявлении честно написала, что отдала ребенка добровольно. Вскоре пришла бумага: «Отказать в возбуждении уголовного в связи с отсутствием состава преступления».
— В полиции мне объяснили: «Искать не будем, вот если бы он вашу дочь с уроков украл, а так нет факта похищения, к тому же речь идет об отце, а не о чужом дяде».
Светлана рванула к судебным приставам. Объяснила, что муж не исполняет решение суда, подала на розыск дочери. Приставы заявление приняли.
— Но сразу на поиски ребенка никто не бросился. Приставы устанавливали местонахождение ребенка. Первый краснодарский адрес им сообщила мать Александра. Адрес оказался липовый. Потом они раздобыли сашин телефон. Он им спокойно объяснил: «Мы на море. Каникулы закончится, я ребенка привезу домой».
Интересное дело — несмотря на решение суда и заявление матери приставы верят на слово(!) человеку на том конце провода. По сути, верят незнакомцу…
ДОЛГИЕ МЕСЯЦЫ ОЖИДАНИЯ
Так в ожидании Светлана жила до сентября. Говорит, что ходила в УФСС, как на работу, каждый день. Попросила знакомого под видом квартиросъемщика наведаться к матери Саши в Челябинск, чтобы выяснить наверняка, что Лизы там нет.
— Приставы советовали ждать, мол, что вы, мамаша, панику тут разводите — девочка с родным отцом, к началу учебного года вернется. Когда выяснилось, что ребенок не вернулся и не пошел в школу, приставы ему опять… позвонили. Он сказал: «У нас изменились обстоятельства, мы остаемся в Москве. Лиза ходит в московскую школу».
«ОНА ПЬЕТ И РУГАЕТСЯ»
В конце августа «Комсомолка» занялась этой историей. Мы обратились к правоохранителям с просьбой прокомментировать этот случай. И тоже получили стандартный ответ:
— В возбуждении уголовного отказано за отсутствием состава преступления: факт похищения не был установлен, мама добровольно отдала ребенка отцу, который имеет на него права.
Узнав, что мы пишем материал, с нами на связь вышел папа Лизы. Прислал фото себя с дочкой и своей новой семьи. И написал:
— Мать моей дочери систематически употребляет спиртные напитки, редко появляется дома, ругается на дочь нецензурно, выгоняет из квартиры в подъезд. Дочь часто остается в квартире с бабушкой, которая не справляется с ролью «мамы» и один раз обварила девочку кипятком, случайно.
— Как я могу не ночевать дома, если каждый день вожу ребенка в школу. Отношение к алкоголю у меня крайне отрицательное. Если бы я была пьяницей, мне бы не оставили ребенка. Я работаю почти без выходных. И физически не смогла бы еще выпивать.
ДЕЛО СДВИНУЛОСЬ С МЕСТА
Всю эту ситуацию мы описали в своей статье на страницах челябинского выпуска «КП».
— Как только вышла статья, начались звонки от приставов, — рассказывает Света. — Они все время что-то уточняли, просили прийти, привезти документы, спрашивали адреса и телефоны родных Саша.
В октябре Александр пошел устраивать Лизу в одну из школ города Сергиев Посад. Там запросили документы девочки из магнитогорской школы. В Магнитогорске уже все были предупреждены. Директор позвонила Светлане. И она побежала к приставам.
Лиза пропала после поездки на море
Приставы и полиция вычислили «похитителя» на сайте бесплатных объявлений. Он продавал машину в Сергиев Посаде.
Стражи порядка назначили продавцу встречу под видом покупателей. И привезли в управление судебных приставов. Как проходило задержание, Светлане не известно. Но в управление к приставам бывшего мужа привели без наручников. И сначала он был спокоен…
«ПРИЕЗЖАЙТЕ! ТУТ ПОХИТИТЕЛЬ МОЕГО РЕБЕНКА»
— Я к этому времени уже прилетела в Сергиев Посад. И ждала в кабинете, — говорит Светлана. — Саша не ожидал меня там увидеть. Стал кричать на публику: «Могла бы за полгода хоть раз позвонить ребенку». Потребовал адвоката и детского психолога. Приехал адвокат. Психолога найти не получалось.
Светлана побоялась, что ситуация может повернуться не в ее пользу. И тогда она вышла в коридор и набрала «02»:
— Приезжайте, здесь (она назвала адрес — прим. ред.) похититель моей дочки!
Строгие полицейские церемониться не стали:
— Либо ты возвращаешь дочь, — сказали они отцу, — либо мы принимаем заявление о похищении, а это — уголовная статья.
Лизу вскоре привезли. Увидев маму, девочка бросилась к ней на шею со словами:
— Мамочка! Я так по тебе скучала!
ПОСЛЕСЛОВИЕ
— Лиза ничего не рассказывает про эти полгода, а я стараюсь не спрашивать, — вздыхает Света. — Я ведь с ней даже по телефону за эти полгода не говорила — бывший муж не разрешал. Я заходила на его страничку в соцсети, смотрела фотографии, на которых была Лиза. Вот они на море, а вот в машине едут. Так хотя бы знала, что моя дочь жива и здорова.
Юристы советуют Свете снова идти в суд и требовать ограничить общение с отцом: только в присутствии мамы, в людных местах и ограниченное время. А то и вовсе лишить его прав, ведь он дважды уже прятал дочь.
Сейчас мама с Лизой дома, пьют чай с вареньем, смотрят мультики и учат уроки, ведь с 1 сентября Лиза не ходила в школу…
КОММЕНТАРИЙ
Как вернуть ребенка
Ситуацию комментирует правозащитник Евгений Гончаров:
— В данной ситуации правоохранительные органы действовали в рамках закона. Они не могут сразу объявить ребенка в розыск. Сначала они обязаны установить его местонахождение. А вдруг девочка действительно находится в Краснодаре с отцом, который не является преступником априори.
Розыскное дело приставы открывают в крайних случаях. Как, например, в этой истории, когда выяснился обман и появились признаки похищения ребенка.
Правозащитник советует при разводе идти в суд, чтобы там определили, с кем будет проживать ребенок постоянно, а для второго супруга назначали конкретные дни и часы. Забрал ребенка во внеурочное время, значит, нарушил решение суда. В таком случае органы правопорядка немедленно должны принять меры к розыску ребенка.
Комментарии
Это Виктор Иванович ещё сюда на заглянул.
RSS лента комментариев этой записи