В воскресенье, 14 августа, в Дежурную часть УМВД России по Сергиево-Посадскому району поступило заявление от 31-летнего жителя Краснозаводска о том, что неизвестный, находясь на неохраняемой автостоянке, неправомерно завладел автомобилем отечественного производства, принадлежащего заявителю, после чего на вышеуказанном автомобиле с места преступления скрылся. Сумма ущерба составила более 150 тысяч рублей. Об этом сообщает пресс-служба посадского УМВД.
В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками полиции по подозрению в совершении данного преступления задержан
33-летний житель Краснозаводска. Данный автомобиль обнаружен на
ул. Горьково и возвращён владельцу.
По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 166 Уголовного кодекса Российской Федерации «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения».
Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
Контекст
Может ли быть кража без цели хищения?
Начну со старого анекдота. Учительница истории возмущается на родительском собрании: «Я спрашиваю, кто взял Измалил - и весь класс хранит молчание!». Один из родителей заступается за школяров: «Ну, это ведь дети. Наигрются - отдадут».
Приблизительно так нынешнее законодательство относится к угонщикам, не успевшим приступить к продаже чужого авто. На эту «гуманность» обратил внимание депутат Госдумы Олег Нилов. Он подготовил проект закона о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ. В частности, документ предлагает признать ст. 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения», которая действует с 1996 года, утратившей силу. В кодексе есть ст. 158 «Кража», которой, по мнению парламентария, вполне достаточно для борьбы с угонщиками, в то время как ст. 166 УК РФ дает преступникам в случае поимки до реализации автомобиля право заявить, что они не имели корыстных побуждений, и получить меньшее наказание.
Ст. 166 УК РФ за неправомерное завладение автомобилем без цели хищения предусматривает штраф до 120 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо арест до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 5 лет. В то же время п. 4 «б» ст. 158 УК РФ «Кража» предусматривает за кражу в особо крупном размере (а стоимость угоняемых машин по большей части составляет несколько миллионов рублей) лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом до 1 млн рублей.
Депутат указал на то, что даже если человек угнал автомобиль с целью его продажи, но не успел продать его и был пойман, в большинстве случаев он пользуется ст. 166 УК РФ для получения более мягкого наказания, утверждая, что угнал машину без каких-либо корыстных побуждений.
— Статистика по угонам сегодня более чем печальная, причем ситуация не меняется десятилетиями. Раскрываемость этого вида преступлений, например, в Санкт-Петербурге составляет приблизительно 3% от общего числа случаев. Осужденными же становятся лишь единицы: большинство отделывается «лёгким испугом», успешно доказав, что угон был совершен с «невинной» целью покататься, а вовсе не с умыслом перепродать машину. Эта лазейка в законе помогает злоумышленникам выйти сухими из воды. Количество выходов на «большую дорогу» в кризисные времена, к сожалению, значительно увеличивается, — сказал Олег Нилов. — Не желая в связи с этим нести убытки, страховые компании перекладывают возможные издержки на автовладельцев через увеличение платежей за страховые полисы. Мотивируют это низкой раскрываемостью преступлений и многомиллиардными суммами, которые выплачивают страховщики.
В пояснительной записке к законопроекту парламентарий отметил, что угон автомобиля по своей правовой природе является кражей и выделение «завладения без цели хищения» в отдельный состав преступления является лишь возможностью для преступника избежать более строгого наказания.
В Уголовном кодексе РФ столь удивительная статья, как «угон без цели хищения», встречается только в отношении автомобилей — ни к каким другим предметам собственности подобные формулировки не применяются. То есть, по логике отношения к угонам, если кто-то с вашего неугнанного автомобиля отвинтил колёса, то это - более тяжкое преступление, чем угон всей машины. Часть оказывается дороже целого. Элементарная математика отдыхает.
Филипп Золин, использованы материалы газеты «Известия»
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи