Нам так и не объяснили, почему в России горела Брянская область, соседняя с Белоруссией, а Белоруссия не горела. Если причина была исключительно жара, почему жара уважала государственные границы РФ?
Любая власть, ответственная перед народом, значительную часть времени посвящает отчетам и анализу совершенных ею ошибок. Любой, кто зайдет на сайт правительства или сената США, найдет там сотни и тысячи отчетов — начиная с отчета о государственном долге США аж с 1791 года и кончая крайне критическими расследованиями сената на тему: «Почему мы не поймали бен Ладена в Торо-Боро» или «Что случилось 11 сентября?»
Любая безответственная власть действует наоборот. Она никогда не анализирует ошибок. Она раздает обещания. Вместо отчетов о прошедшем она генерирует новости о будущем. Любой, кто зайдет на официальный сайт Кремля, Госдумы или даже прокуратуры (!) РФ, заметит, что такой раздел, как «отчеты», отсутствует в них полностью. Зато на сайте Госдумы мы узнаем, что «повышение качества жизни российских пенсионеров — один из приоритетов государства», а сайт Кремля сообщает нам о важности «развития отечественной фармацевтики и медицинской техники».
Ответственная власть отчитывается о том, что произошло. Безответственная — фантазирует о том, что произойдет. Наш телеэфир забит сообщениями о том, что Медведев предложил концепцию европейской безопасности, а Минэкономики одобрило программу развития судостроения. Нам обычно не сообщают, как именно прореагировала Европа на медведевское предложение или почему «Севмаш» до сих пор не может отремонтировать для Индии «Адмирала Горшкова».
Нигде эта безответственность власти не выразилась так ясно, как в истории летних пожаров 2010 года. Прошло уже почти три месяца, но вся информация, которую мы имеем о пожарах, это только то, что прозвучало в первые же дни.
Ни Дума, ни сенат, ни правительство не предприняли ни малейшей попытки проанализировать случившееся: в форме доклада, парламентских слушаний, просто внутреннего отчета. О пожарах забыли. Как не было. Что бросается в глаза?
Первое. Нам до сих пор неизвестна цифра сгоревших. 2 августа была обнародована официальная цифра — 34 погибших. 4 августа она поднялась до 48, а 6 августа — до 52. После этого количество трупов перестали считать. При этом 52 — это не окончательная и даже не приблизительная цифра. Это просто количество трупов, обнаруженных в сгоревших домах до 6 августа.
Ситуация усугубляется тем, что мировая статистика лесных пожаров свидетельствует: гражданские трупы — это исключительная ситуация. В 2000-м в Европе пожары были везде: в Южной Франции, Испании, Корсике и Италии. Жертв нет. 2001-й, Вашингтон — погибло 4 пожарных, 2002-й, Колорадо — погибло 9 пожарных. Испания, июль 2005-го. Погибли 5 пожарных. Калифорния, 2006-й — 5 пожарных. В цивилизованных странах в лесных пожарах горит имущество и гибнут пожарные, но гражданские трупы — это сверхЧП. В России было наоборот. Трупов пожарных во многих сгоревших селах не было потому, что в них попросту не было пожарных.
Второе. До сих пор неизвестна общая цифра косвенных жертв. 9 августа глава департамента здравоохранения Москвы Андрей Сельцовский заявил, что смертность в Москве составляет 700 человек в день, в два раза выше нормы, и морги переполнены. Сельцовский тут же получил окрик от главы Минздрава Татьяны Голиковой. С тех пор мы не услышали никаких официальных цифр. Согласно расчетам Андрея Илларионова, общее число избыточных смертей в России в июле-августе 2010 года составило от 56 до 64 тыс. человек. Это немногим меньше того, что мы потеряли в Афганистане.
Третье. Власть до сих пор ничего не доложила о долговременных последствиях воздействия токсичных веществ, в т.ч. на новорожденных и на беременных.
Четвертое. Власти нигде и никак не озвучили цифру общих потерь от пожаров. В августе эксперты «Коммерсанта» оценили убытки экономики в 15 млрд долл., однако эта оценка была дана еще до новой, сентябрьской волны пожаров, которая убила по крайней мере 8 человек и уничтожила 900 зданий.
Пятое. Ни правительство, ни парламент нигде и никак не анализировали причин катастрофы. Единственным объяснением оказалась жара. Нам так и не объяснили, почему в России горела Брянская область, соседняя с Белоруссией, а Белоруссия не горела. Если причиной была исключительно жара, почему жара уважала государственные границы РФ? У жары не было визы?
Шестое. СМИ и эксперты были единодушны в том, что одной из причин пожаров стал Лесной кодекс, принятый в 2006 году при отчаянном сопротивлении региональных депутатов (в том числе многих единороссов) и продавленный непосредственно администрацией президента. Кодекс демонтировал систему лесхозов, созданную после пожаров 1972 года, и передавал функции охраны леса лесопользователям. Фактически кодекс выражал лоббистские интересы хозяев ЦБК и крупных застройщиков. О том, что с таким кодексом Россия сгорит при первом же жарком лете, эксперты предупреждали хором. Ничего с Лесным кодексом не случилось, не считая невнятного совещания у Зубкова.
Седьмое. Одной из причин смертей стала реакция начальства на всех уровнях — от центрального до регионального. Россия уже горела, а премьер Путин ездил в Крым к байкерам на трехколесном мотоцикле и пел со шпионами «С чего начинается Родина». В Нижегородской области уже были трупы, а губернатор Шанцев докладывал наверх, что помощь центра ему не нужна. Практически во всех сгоревших селах не было не только местных, но и присланных пожарных машин. Власти (в той же Нижегородской области) доходили до того, что угрожали уголовной ответственностью жителям за попытки самовольно спасти свои дома. Никакого анализа действий (а вернее, бездействия) исполнительной власти мы не видим.
Восьмое. В СМИ (в т.ч. и в «Новой газете) неоднократно публиковались данные о том, что противопожарная техника, переданная местным МЧС, была разворована. Никаких сводных данных о том, как воровство повлияло на тушение пожаров, нет. Единственное, что мы слышали, — это новости о встрече Путина и Шойгу, на которой МЧС было обещано дополнительное финансирование.
На фоне сообщений о воровстве подобные реляции звучали как издевательство: сколько ни лей в сито, воды там не будет.
Юлия Латынина
НОВАЯ ГАЗЕТА №120 от 27.10.2010
http://www.novayagazeta.ru/data/2010/120/19.html
Добавить комментарий