Верховный суд РФ поставил точку в истории Сергиево-Посадского городского Совета 8 апреля. Городской Совет распущен, депутатские полномочия прекращены.
Почил первый в новейшей истории Сергиева Посада представительный орган местного самоуправления. Отчего так произошло?
Размышления автора адресованы тем, кто намерен принять участие в выборах городского Совета. Таких людей меньшинство, но именно они определяют ход истории нашего города, его лицо, его культуру, его благосостояние.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ. ГОД 2005.
Выборы первого Главы города и первого городского Совета. Основными кандидатами на должность первого главы Сергиева Посада были Боков С.Е., Бочаров К.В., Новиков В.М., Персианов С.А. Все соперники – из «тяжелой» весовой категории: все они были известны, авторитетны, имели политический опыт. И вели жесткую борьбу между собой.
Эту ситуацию использовал М.Ю. Григорьев.
Отставной капитан внутренних войск, служивший в Краснозаводском полку в должности заведующего клубом, за несколько лет вдруг стал одним из самых богатых людей в Сергиевом Посаде.
Говорят, уже тогда у Григорьева могли быть далеко идущие планы по захвату политической власти в городе. На выборах горсовета Григорьев «сбивает» часть перспективных кандидатов в избирательный блок «Земляки», который получает большинство в городском Совете. Победивший на выборах главы города Персианов (второе место занял Боков), с первого дня работает с резко оппозиционным ему Советом. Не лучшим образом складывались дела у главы города и с правительством области, которое не жаловало близкого соратника А.А. Упырева. Григорьев и это использовал с пользой для себя, подогревая недоверие областной власти к главе Сергиева Посада.
Выборы председателя горсовета проводились тайным голосованием, и Григорьеву не удалось набрать нужное число голосов в первом туре. Во втором туре он боролся с В.Н. Вареновой, директором школы №11. (Некоторые депутаты утверждают, что накануне второго тура к ним домой «с рекомендациями» приезжали накаченные ребята). Голоса распределились почти поровну 10 – за Григорьева, 9 – за Варенову. Григорьев стал председателем, хотя за решение проголосовало менее 50% от списочного состава Совета (25 депутатов).
Затем начался скандал, окончившегося трагедией: было возбуждено уголовное дело по факту фальсификации выборов на двух избирательных участках. Перед очередным заседанием суда по данному уголовному делу у подъезда собственного дома выстрелом в голову убивают Валерия Савенкова, который был основным свидетелем по данному делу и главным оппонентом Михаила Григорьева на процессе.
ПРИНЯТИЕ УСТАВА
До 2005 года Сергиев Посад не имел городской власти. В отличие от Хотьково, Краснозаводска, Пересвета, где существовали территориальные органы управления, в Сергиевом Посаде все создавалось «с нуля»: не было помещений, материально-технической и информационной базы, кадров… Но не все думали о созидании.
Принципиальные противоречия между позициями «земляков» М.Григорьева и главой города С. Персиановым впервые публично проявились при принятии Устава города.
Вот как излагали стороны свои позиции в газете «Зеркало СП» накануне голосования по Уставу.
Сергей Персианов:
- К сожалению, проект Устава города Сергиев Посад написан в логике продолжения полити¬ческого противостояния 2003, 2004, 2005 годов. Это моя фундамен¬тальная характеристика проекта. Если он бу¬дет принят в таком виде, то вместо совместной созидательной деятельности Совета и адми¬нистрации, будет продолжаться «охота на ведьм», поиски «козлов отпущения», и т.д.
Почему я считаю проект Устава разрушающим, а не консолидирующим две ветви самоуправления и все местное сообщество? В нем содержится недопу¬стимый перекос в правах и ответственности… Все права — у Совета, вся ответственность — у администрации. Если изложить ло¬гику проекта в просторечии, она будет звучать так: «Ну, мы тебе, ужо, покажем!» В проекте Устава ощущается недоброе (я бы не хотел употреблять слово «зло¬радное») истирание рук от возможности позволять себе все, не неся ни за что от¬ветственности.
При этом я понимаю вновь избранных депутатов, которые работали над проектом Устава. Это, как говорил В.И. Ленин, «детская болезнь левизны». Главное, чтобы она не перешла в хроническую.
Михаил Григорьев:
- Устав дает реальную возможность ис¬полнить основную задачу реформы местного самоуправления, разделившей район на посе¬ления: действительно развить местное само¬управление, приблизить его к людям, сделать горожан не просителями в кабинетах чиновни¬ков, а полноправными участниками процесса управления Сергиевым Посадом.
В представленном проекте прописана сис¬тема организации органов местного само¬управления, их взаимодействия, схема управления городом. На его основании могут формироваться Уставы территориального общественного самоуправления, уличных и домовых комитетов. Именно с уличкомами и председателями ТОСов депутаты, уча¬ствующие в подготовке проекта Устава, провели, пожалуй, наибольшее количество консультаций.
На что хочется обратить особое внимание: с 1 января 2006 года Закон «О местном са¬моуправлении» определяет приоритеты решений, принимаемых в городе. На первом месте — Устав, на втором — решения горожан (референдум), затем решения Совета и замыкают цепочку — решения администрации. И эта схема нашла отражение в Уставе.
Сегодня очевидно, что Персианов предсказал последующее развитие событий в случае принятия «григорьевского» Устава. Но Совет поддержал Григорьева. Почему депутаты не поддержали Персианова?
Во-первых, говорят, что на заседание Совета приехали аж 4 (!) представителя областного Министерства по делам территориальных образований, которые бурно поддерживали Григорьева.
Во-вторых, проект Устава Григорьева наделял депутатов большими полномочиями, позволявшими диктовать городской администрации любые условия.
И депутаты соблазнились перспективой подмять под себя исполнительную власть, превратив городской Совет в надсмотрщика, который контролирует, расследует и карает несогласных.
Надо полагать, была и третья причина. Рассказывают, высокая дисциплина среди «земляков» поддерживалась такими, например, шутками:
- Проголосуешь неправильно — отрежем руку.
Наверное, подобные «невинные шутки» воспринимались депутатами по-разному, учитывая криминальные слухи, имеющие хождение в нашем городе.
Кто признается теперь, страх или корысть заставляли голосовать за абсурдные, а может, и незаконные решения. В городской администрации считают, что таких решений Советом было принято не мало. Недаром глава Сергиева Посада неоднократно обращался в прокуратуру с просьбой проверить деятельность Совета на соответствие Конституции и Законам РФ. Совета уже нет, а прокуратура продолжает опротестовывать незаконные решения депутатов.
ГЛАВА ГОРОДА И ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА
Для сергиевопосадцев конфликт между Советом и городской администрацией персонифицировался в двух личностях — главе города Сергее Персианове и председателе Совета депутатов Михаиле Григорьеве.
Биографии характеризуют людей лучше их речей и могут многое прояснить. Это относится и к биографиям политиков.
Сергей Персианов:
С отличием окончил Московский государственный педагогический институт им. Ленина по специальности учитель английского и немецкого языков. По распределению преподавал в Загорском кинотехникуме. В 28 лет направлен на партийную работу инструктором Загорского ГК КПСС, курировал систему образования района.
С 1987 по 1990 — директор Загорской средней школы №4.
В 1990 году избран депутатом Московского областного Совета, где работал заместителем председателя комиссии по науке, образованию и культуре.
С 1992 по 1995 год был заместителем главы Сергиево-Посадского района; курировал здравоохранение, образование, культуру. Работа администрации района по этим направлениям в тот период неоднократно признавалась лучшей в области, и в 1996 году Персианов был приглашен на работу в правительство Московской области — первым заместителем председателя комитета по культуре и туризму.
В 1999 году окончил аспирантуру Академии государственной службы при Президенте РФ по кафедре философии.
В 2005 году вновь приглашен на работу в администрацию района в качестве заместителя Главы района для подготовки реформы местного самоуправления. В этом же году решением Сергиево-Посадского районного Совета Персианов утвержден первым заместителем Главы Администрации района.
В 2005 году избран Главой городского поселения Сергиев Посад.
Михаил Григорьев:
Окончил Ленинградское высшее политическое училище МВД. Проходил службу в части внутренних войск, охранявшей Пересвет и Краснозаводский химкомбинат. Последняя должность в МВД – заведующий клубом. Со службы уволен в звании капитана.
В 1990 году становится помощником народного депутата РФ Коровникова А.В. и начинает заниматься коммерческой деятельностью, организовав кооператив «РИК-инфо».
В 1995 году Григорьев участвует в создании торговой фирмы «Меркурий», которая становится владельцем большинства рынков в Сергиево-Посадском районе, активно участвует в приватизации и сделках с недвижимостью.
В 2005 году избран депутатом, а затем председателем Сергиево-Посадского городского Совета.
Даже беглого знакомства с биографиями политических противников достаточно, чтобы понять, С.А. Персианов и М.Ю. Григорьев формировались и шли к власти в разных условиях, имея различные ценностные установки и ориентиры. Для Персианова должность главы, в первую очередь, — этопродолжение общественно-образовательной карьеры на ниве политики. Для Григорьева должность председателя – распространение успешного коммерческого опыта на политическую почву. Это особенно заметно при появлении политических конкурентов на телевизионных экранах.
Зрители отмечают, что Сергей Персианов умудряется не говорить о деньгах, даже когда речь идет о городском бюджете. Он комментирует работы по благоустройству, говорит о духовной жизни горожан, а за экраном, как отмечают многие, прежде всего, организует масштабные культурные события — устанавливает отношения с городами-побратимами, организует фестивали, концерты, даже циклы лекций в местных вузах, читаемых управленцами городской администрации.
Михаил Григорьев на телеэкране — это, прежде всего, разговоры о деньгах: либо поучения о том, как грамотно распорядится деньгами Совет, либо «разоблачения» того, как кто-то украл деньги «без согласия Совета».
ПРОЗРЕНИЕ
Почти с первого дня существования городского Совета Григорьев проповедует «идеальную» модель организации городской власти. Сущность этой модели можно свести к тому, что при любом решении городских проблем в нём принимают участие все ветви местной власти: депутаты Совета, представители администрации и Контрольно-ревизионная комиссия. А если в городе становятся главными не чиновники, а депутаты, то на деле реализуется лозунг «Вся власть Советам». Особенно это касается решений, которые связаны с распределением денег, недвижимости, торговых мест, должностей, званий, наград, и.т.д.
По мнению Персианова, такой способ решения проблем порождает коррупцию. Ведь при таком подходе никто не несет персональной ответственности за принятие и последствия решений, депутаты могут покрывать чиновников, а контролеры - и тех и других. А потом и сама власть может начать действовать по принципам бандитской крыши.
На первом этапе депутаты поддержали председателя Совета, поскольку идея «встать над чиновниками» выглядела слишком соблазнительной. Доводы Персианова не были услышаны.
Однако критерий истины — практика. Со временем один за другим депутаты начали сознавать, что происходит.
Первое озарение наступило, когда Совет проголосовал за присвоение званий «Почетный гражданин города Сергиев Посад». Первым почетным гражданином города стал человек (его фамилия Кондратов), о котором ничего не знают 99% населения города, а 1% хорошо знавших его выступали категорически против. Мы не знаем, какова была цена этого решения для Григорьева, но выглядело оно как сделка в худших традициях «бандитского капитализма». Неизвестно, чем руководствовались депутаты, бурно поддержавшие Григорьева (чем нанесли оскорбление ветеранам города), но и эти депутаты выглядели участниками сделки.
В городе считают, что именно это решение проложило в Совете границу между нравственностью и безнравственностью, ответственностью и безответственностью, культурой и невежеством.
Дальше пружина разворачивалась со всей своей неприглядной очевидностью. Совет принимает решение «о защите» торговцев цветами, а через некоторое время эти цветочники идут с жалобой на то, что некоторые депутаты требуют с них денег «за депутатскую крышу». Совет «отвоевывает» себе право согласовывать размещение точек летней торговли, и некоторые депутаты пытаются поставить согласование на «взаимовыгодную» основу. Совет присвоил право согласовывать назначение ключевых фигур в городской администрации, начинается «торговля» и по этому поводу.
Что это, если не банальная корысть, прячущаяся за красивым словоблудием по поводу интересов населения?
Как выразился один из депутатов, объясняя снятие своих депутатских полномочий: «Мы думали они о жителях заботятся, а они пришли грабить город».
Двенадцать депутатов пришли к этому банальному выводу и сложили депутатские полномочия, чтобы избавить город от бремени «григорьевского Совета».
КТО ОТВЕТИТ?
История Совета после выхода из его состава 12 депутатов – это полгода цепляния за остатки власти, полгода разрушительных маневров. Наконец, сначала областной, а затем и Верховный Суд РФ ставят точку в позорном шоу.
Была надежда, что точка поставлена окончательно. Впереди – выборы нового Совета, принятие бюджета. Но шоу продолжается и месяц спустя после роспуска Совета.
Председатель муниципальной избирательной комиссии (в недавнем прошлом помощник Григорьева «по связям с избирательными комиссиями», получавший приличную зарплату из бюджета Совета), совершает действия направленные на перенесение выборов ещё на 5 (!) месяцев.
Кто пресечет это беззаконие, уничтожающее уважение к любой власти, разрушающее сознание и нравственность людей? Кто ответит за миллионы потраченных народных денег на «работу» Совета, который не работал? Кто понесет ответственность за финансовые нарушения?
Почему все эти вопросы, неоднократно задаваемые в городе, до сих пор звучат как риторические?
А. Корзун
Добавить комментарий