1947

28 февраля 2013

Марина Игнатова, директор «Театрального ковчега» — нехарактерный директор. Не авторитарна, к тому же мать троих детей. Но «Ковчег» плывёт — и выплывет в светлое завтра.  

Сергиев Посад, Марина Игнатова

 

Досье:

1995

Московский университет Потребительской кооперации. Факультет экономики и управления, специальность «Экономист».

2009

Ярославский государственный театральный институт. Факультет театрального искусства, специальность «Театровед».

С 2012

Высшая Школа деятельности сценического искусства при РАТИ, факультет сценического менеджмента, специальность «Менеджер сценического искусства высшей квалификации». 

1996, 1998, 2000 год — рождение детей.

2005

Встреча с основателем театра С. Г. Кореневым, начало работы в театре.

2006

Премьера первого спектакля «Скоморох Памфалон» Н. Лескова в постановке В. Смирнова. Диплом «За успешный дебют» на XI Театральном фестивале «Русская классика». Назначение на должность директора.

2007

Диплом «За утверждение идеи человеколюбия» на VI Международном форуме «Золотой Витязь».

2009

Выпуск I целевого курса по специальности «Артист драматического театра и кино» по договору с ЯГТИ. Попытка главы города Н. В. Маслова закрыть театр. Празднование 5-летия театра.

2011

Начало обучения нового целевого курса актёров в стенах театра по договору с ЯГТИ.


 

Как вы стали директором театра? Разошлись ли представления о работе с самой работой?

Я пришла сюда в 2005 году, и у меня не было никаких представлений о работе в театре. Мне понравился коллектив, и я искренне благодарна судьбе за встречу со Станиславом Георгиевичем Кореневым, очень жаль, что он недолго с нами был. Я понимала, что очень хочу здесь работать, но не хватало опыта и знаний. Поэтому поступила в Ярославский государственный театральный институт, где учился первый целевой курс по договору, заключённому Станиславом Георгиевичем. Они получали актерское образование, а я начала учиться на театроведа. Окончила институт экстерном за три года. Тема моей дипломной работы: «Сергиев Посад театральный: прошлое, настоящее и будущее». Попыталась проанализировать тенденции развития театрального дела в Сергиевом Посаде, чтобы понять, что сейчас нужно театральному зрителю и, вообще, жителю города. 

Почему я пошла учиться дальше? Дело в том, что мой педагог, профессор Н. А. Шалимова (она сейчас преподаёт в Российской академии театрального искусства, ведущий исследователь деятельности Островского), очень просила меня написать диссертацию, поступить в аспирантуру ГИТИСа. Я посчитала, что делать карьеру театрального критика, живя в Посаде, маловероятно. Но она взяла с меня обещание, что я обязательно закончу Высшую школу деятелей сценического искусства  под руководством профессора Г. Г. Дадамяна, ведущего теоретика в области театрального менеджмента в России. Моей задачей было понять театральный процесс и соединить его с экономическими знаниями. 

Я общалась со всеми директорами провинциальных театров Московской области — их 27, с региональными театрами. Участвовала в семинарах по менеджменту, маркетингу, в том числе и театральному. Победителем становится тот, кто умеет грамотно работать, предлагает не только спектакли, но и  так называемые «околотеатральные продукты».

 

Поясните про театральные продукты.

Понимаете, специфика нашей деятельности очень сложна и непонятна, особенно чиновникам. Можно, я вам задам вопрос: что мы делаем, чем мы занимаемся в театре? 

 

Готовите спектакли и показываете их зрителям, проводите новогоднюю ёлку, творческие вечера, встречи с актерами.

Понятно. Мы делаем спектакли, да? Спектакль, он нематериален и о нём можно говорить только словами. Спектакль живёт только здесь и сейчас, в определенный момент, в определённое время. Он, к тому же, очень изменчив. Пришедший чиновник может сказать, что сегодня актёры играют как-то не очень. Наверное, добрые зрители, которые любят театр, пришли в Рабочий поселок, в полуподвал из чувства благородства и уважения к актёрам, трудящимся в сложных предлагаемых обстоятельствах… И самое важное — воздействие на зрителя от нашего спектакля пролонгировано во времени. Никто не может его чётко оценить: как изменилось настроение человека, пойдёт ли молодой человек разбивать урны и лавочки или задумается и перечитает Куприна (кстати, убранного из школьной программы), сделает ли какая-нибудь девушка аборт, посмотрев спектакль «Простая история», станет ли кто-то добрее… Чиновнику это понять трудно, у него возникает естественный вопрос: а что они там все вообще делают?

Чтобы представить спектакль зрителю, нужна эффективная реклама: растяжки, реклама в газетах, на телевидении, радио. Чтобы зритель не пошел в выходные в кинотеатр, не поехал в санаторий, а пришёл именно к нам — в Рабочий посёлок, в полуподвальное помещение с транспортной недоступностью. А если учесть, что только полгода назад у нас перестало дурно пахнуть, за что огромная благодарность главе города Василию Дмитриевичу Гончарову… Если бы не его вмешательство, проблема канализирования и ремонта вряд ли была решена. Я обращалась ко всем действующим руководителям города, и только благодаря Министру культуры Правительства Московской области, которого уже нет, и Василию Дмитриевичу этот вопрос удалось сдвинуть с места. Мы очень признательны за то, что дышим свежим воздухом. Мы и наши зрители, которых по итогам 2012 года — 15 тысяч человек.

Человек приходит в театр и на несколько часов доверяет нам свою душу, он согласен, чтобы мы ему что-то рассказывали. То есть он доверяет нам. И эта атмосфера доброты и доверия должна начинаться при входе в театр, недаром всем известна фраза: «Театр начинается с вешалки». Что здесь может быть околотеатральным продуктом? Это  выставки художников, продажа какой-то рекламной продукции, выступление группы музыкантов или поэтов. Но мы очень ограничены в пространстве. Иначе мы давно бы расширили свою проектную деятельность, тем самым привлекая нового зрителя и расширяя услуги, оказываемые жителям города.

 

Гончаров обещал вам построить новое здание…

Василий Дмитриевич на встрече с художественным руководителем в декабре 2012 года говорил о предполагаемом проекте комплексного здания в центре города, в составе которого будет и театр. Я уверена, что словам Василия Дмитриевича Гончарова можно доверять. Мы понимаем, что в нашем городе накопилось много проблем за последние четыре года, и главе, естественно сначала нужно решить первоочередные. 

 

Какие у вас отношения с учредителями?

Отношения рабочие, конструктивные. Было бы глупо говорить, что мы такие самостоятельные и ни в чём ни от кого не зависим. Мы существуем за счёт государственной муниципальной субсидии на выполнение задания. 

 

Простите, но вы же очень много играете спектаклей. Неужели это не покрывает расходов?

Расходы на что? На заработную плату? Нет, театр по своей природе убыточен… Исключения: МХТ имени Чехова под руководством Олега Павловича Табакова, «Ленком» Захарова, «Сатирикон» Райкина. С них нужно брать пример и учиться тому, как грамотно они выстраивают свою финансовую политику.

 

Знаете ли вы своего зрителя? Какой он?

Своего потенциального зрителя мы знаем. У нас есть листки ожидания, листки бронирования, телефоны, номера. Мы знаем возрастную аудиторию, мы часто знаем, кто это, потому что у нас маленький город. Наши администраторы напрямую общаются со зрителями по телефону, собирают информацию о том, что хочет зритель — серьезную драматургию или комедию. Зритель открыт и честен с нами. Выбирая пьесу, мы всегда спрашиваем себя: какова целевая аудитория нового спектакля? Сколько раз он может быть в прокате, обеспечивая стопроцентную наполняемость, сколько он может прожить при условии, что режиссура будет прекрасной, декорации получатся, сценография будет сочетаться и актерская игра будет хороша. 

 

Процентов десять от населения?

Максимум. Если мы берём 110 тысяч населения, то 11 тысяч являются зрителями. Но надо ещё учитывать, как часто они посещают театр. Если три раза в год, то наша целевая аудитория 4-5 тысяч. В идеале надо расширить её и увеличить количество посещений своего зрителя, которого ты привлёк чем-то — дружелюбной атмосферой, приятным уютным фойе, прекрасной музыкой или выставкой, доброжелательным отношением кассиров, вахтеров, администраторов и, естественно, прекрасным спектаклем и игрой. Тогда люди понимают, что мы максимально делаем то, что можно сделать в этом театре, используя свой ресурс.

 

Есть ли конкуренция с народным театром Дворца Гагарина, с ОДЦ «Октябрь»? 

В Сергиевом Посаде существует единственный профессиональный драматургический театр. Это мы. Главная особенность профессионального драматического театра — это наличие профессиональных актёров в труппе. На сегодняшний день в театре работают 19 штатных актёров, и мы привлекаем к работе актёров из других театров.

Да, в городе  есть ребята, которые имеют театральное образование. Но я не вижу постоянно действующей труппы в так называемых театрах нашего города. Невозможно проанализировать и их репертуар. Что создано, где и как показывается? Третий фактор — это работа в режиме репертуарного театра, т. е. регулярность показа спектаклей. Четвертый показатель — объём зрителей. Я очень рада, что развиваются самодеятельные театральные коллективы, потому что цель у нас одна — предоставление культурных услуг населению и развитие театрального дела в нашем городе. Всячески приветствую развитие самодеятельного народного творчества во всех его проявлениях. Конкурировать с ними я не могу, потому что мы совершенно разные. Так же как наш театр не может конкурировать, например, с «Ленкомом» или «Сатириконом».

Естественно, ни один актёр «Театрального Ковчега» не сможет конкурировать со звёздами, приезжающими на антрепризные спектакли на сцене нашего Дворца культуры им. Ю. А. Гагарина. Они приехали на антрепризный спектакль и работают. Это не конкуренты. 

 

Мы были у вас на новогоднем спектакле, и нам очень понравилось!

Сказку в «Театральном Ковчеге» посмотрело 2,5 тысячи зрителей. Билеты на Новый год у нас начинают бронировать в августе. Если бы я составила лист ожидания, то представила бы вам данные, скольким зрителям мы отказали в Новый год. Второй год мы начинаем бронирование в августе, и зритель к нам идёт, потому что мы играем с детьми, пытаемся создать атмосферу дома, уюта. Это привлекает зрителя, с ребёнком занимаются, загадывают загадки, с ним играют в фойе и можно сфотографироваться в специально оборудованных для этого местах.

 

Да, ребенок был счастлив.

Кстати, я хочу сказать по поводу новогодних пожеланий детей, посетивших наш театр. Они Деду Морозу в сапог складывали свои записки. Об этом надо говорить, делать выводы, потому что шёл поток материальных просьб. Просят айфоны, айпады… А как вам записка: «Моя мама должна родить третьего ребёнка, Дед Мороз, сделай так, чтобы этого не случилось». Сколько детей попросило здоровья своей бабушке или чтобы был мир, или чтобы Дедушка Мороз никогда не умер и был здоров — это отдельная история, и это очень грустно. И это ответ: нужны ли библиотеки, театры, концертные залы. По анализу этих желаний можно понять уровень духовности в семье.

 

О чём вы мечтаете?

Если говорить о театре, то я мечтаю, чтобы это было новое здание, чтобы его великолепие внешнее соответствовало бы внутреннему содержанию и соответствовало той миссии театра, которую мы попытались сформировать уже здесь. Если вам интересно, я могу рассказать, как мы коллективно пытались сформулировать свою миссию.

 

Нам очень интересно.

Мы в «Театральном Ковчеге» стремимся возродить традиции театральной жизни города Сергиев Посад прошлого века; построить и создать современный театральный ковчег спасения нашего города. Для этого мы создаём спектакли для разных категорий зрителей, пропагандирующие идеи добра и человеколюбия. Наш театр пропагандирует принцип общедоступности. Цены на билеты варьируются от 250 рублей. Мы хотим сделать так, чтобы театр стал местом встречи и отдыха думающего и интеллигентного зрителя. Чтобы это было красивое здание, и вё то, что мы действительно делаем, перенеслось туда.

 

А детские спектакли у вас недавно появились?

Давно, практически с момента открытия театра, потому что театрального зрителя нужно вырастить. Ребёнок может, конечно, привыкнуть к театральной Москве… но часто остаются воспоминания о долгой поездке в автобусе. Лучше, если он полюбит свой родной местный театр. Он привыкнет к нему и будет просить родителей привести его на новогоднюю сказку или посетить спектакль. Это наш потенциальный зритель, который придёт и в новое красивое здание. А когда он будет молодым родителем, он приведёт в театр своего ребёнка. Кстати, молодого зрителя у нас очень много. 

 

Как руководить творческим коллективом?

Мы все непростые, неоднозначные, творческие люди… Но мы все одна команда. Чем больше мы общаемся и работаем, тем больше это понимаем.

 

Вы вполне открыты для своих подчиненных?

«Доброжелатели» упрекают меня в излишнем демократизме, но я уверена, что выбор стиля руководства — авторитарного или демократического — зависит от характера человека, и совершенно неважно, какими методами руководства вы достигаете  поставленных целей. 

 

Галина Ахсахалян

 

 

 

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Текст комментария:

Последние материалы