1851

22 мая 2013

Александр Рдултовский – личность настолько же загадочная, насколько публичная. Блестящий краевед и колумнист «Копейки», он открывает нам нашу же историю, собранную и восстановленную по крупицам. Однако о самом Александре Борисовиче почтенной публике практически ничего не известно. И это непростительно! Пытаясь исправить эту ситуацию, мы пригласили его на нашу кухню, где, как известно, готовят мало, но зато много беседуют.

Рдултовский. Сергиев Посад


ШАГ 1

– В куражевой среде офицерства и студенчества позапрошлого столетия родилась традиция смешивать напитки. Отсюда – флипы, пунши, жжёнки и глинтвейны. Особенностью последнего напитка, зачастую возникавшего при самых случайных обстоятельствах, является вываривание ординарного вина с добавлением приправ и специй, – в эмалированную кастрюлю (во избежание контакта с металлом) льём сухое красное.

Глинтвейн. Сергиев Посад

 

ШАГ 2

– Само явление глинтвейна опошлили, когда началась продажа напитка в бутылках, готовых смесей специй. А ведь суть глинтвейна – в блеске импровизации! Когда всё это на глазок, условно, из материалов, которые есть здесь и сейчас, когда процесс приготовления становится действом, в котором участвуют все присутствующие – тогда можно говорить о настоящем глинтвейне, каждый раз разном, – добавляем в кастрюлю столько же белого сухого.

Глинтвейн. Сергиев Посад


ШАГ 3

– Когда я работал художником-оформителем в госкомиздате в звании старшего редактора, приходилось общаться с потрясающей публикой: дипломат, персона нон-грата, бывший студент Московской духовной академии, товарищ из иновещания, уволенный за пьянство… «Организовывать» напитки для приёмов в условиях сухого закона приходилось с помощью спирта, который всегда был у наших девушек для промывания пишущих машинок, – мы тоже добавляем пару «булей» спирта.

Глинтвейн. Сергиев Посад


ШАГ 4

- Я всегда хотел стать художником. Но меня исключили из комсомола за то, что переписывал стихи символистов – это было расценено как религиозная агитация. При таких обстоятельствах поступить в вуз было практически невозможно. Но меня пригласил учиться декан института имени Крупской – он принимал у меня «госы» после окончания культпросвета, – добавляем красный перец, корицу, имбирь, кардамон, мускатный орех, сахар.

Глинтвейн. Сергиев Посад


ШАГ 5

– Пока наша смесь греется и закипает, поговорим о подстаканниках, – на столе появляется предмет разговора. – Массовый модерн, начало ХХ века. В мещанской среде советского времени была установка, что подстаканник – атрибут мужского чаепития, для женщин предназначались чашки. Но изначально подстаканник появился в дворянской среде дореволюционного периода для красивого потребления горячих напитков, подобных глинтвейну. Изготавливались подстаканники ювелирами и украшались родовыми гербами, эмблемами и прочими признаками сословия.

Глинтвейн. Сергиев Посад


ШАГ 6

– После закипания добавляем нарезанный апельсин и даём напитку настояться. – Я вырос в такой семье, где всегда повторяли: «Никогда не пей в плохом настроении. Так делают только слабаки. Поднимать бокал можно только в радости, потому что это всё дано для радости человеческой». Сегодня ушла культура пития, а жаль: хороший напиток требует уважения, времени и места. Глинтвейн будет весьма кстати всем, кто проводит много времени в саду: этот напиток согреет не только тело, но и душу. Но, конечно, только в том случае, если он сварен с хорошими мыслями.

Глинтвейн. Сергиев Посад


Пару лет назад Александр Борисович вернул себе родовую фамилию и изучил историю Рдултовских. Летопись рода теряется на уровне… тринадцатого века. Александр Борисович проследил судьбу каждого потомка Рдултов. Новогрудская ветвь рода, к которой принадлежит наш гость, практически вымерла. А вот краковская ветвь оказалась более сильной: к ней, в частности, принадлежит современный писатель-фантаст Барток Рдултовский. Дед Александра Борисовича, Владимир Рдултовский, строил завод в Краснозаводске – в его честь названа площадь в этом городе.

При таком древнем роде и традиции будут сильны – они просто наследуются на генном уровне. Как, например, художественный подход к светским традициям маленьких удовольствий, о чём сегодня нам и рассказал Александр Борисович.

 

 

Ольга Канатникова, текст, фото

 

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Текст комментария: