Со школьных времен знаю, что у человека есть три генетически уникальных идентификатора - отпечатки пальцев, форма ушей и ДНК.
"Нет, это не все, - говорит капитан полиции Валерия Новикова. - Есть еще запахи крови и пота. Они тоже уникальны и не меняются в течение жизни. И их невозможно смыть или выветрить. Высохшая кровь вообще консервируется, сохраняя запах десятилетиями".
У Валерии сложная должность - эксперт отдела генотипоскопических экспертиз, исследования волос человека и животных и ДНК-учетов, исследований запаховых следов Экспертного криминалистического центра ГУ МВД России по Московской области. А работает она с собаками, натренированными на опознание преступников по запахам пота и крови. "Бывают преступления, где без наших - никак, - рассказывает она. - Вот, например, некто сбил на дороге женщину и, бросив машину, с места преступления скрылся. За рулем могли оказаться трое, но как узнать, кто именно? Сняли подголовник с водительского кресла, привезли нам. Собаки его понюхали и указали на виновника".
В момент совершения преступления, утверждает Валерия, человек получает дозу адреналина, который усиливает запах пота, и тренированная собака-детектор легко "считает" улики с любой поверхности. Это называется ольфакторным методом исследования, и в России им занимаются всего 12 лабораторий. Одна из них - в Сергиевом Посаде.
Задача собак-детекторов - определить виновного среди нескольких подозреваемых. По сути, это та же процедура опознания, только проводит ее не свидетель, а пес. Он не видел подозреваемых раньше, но обмануть его нельзя. "А точно нельзя? Животное ведь может недомогать или быть не в настроении", - спрашиваю я. "На каждой экспертизе у нас работают три собаки - одна подтверждает другую, - объясняет Новикова. - Лаборатория открылась в 2011 году. За это время не было ни одного расхождения". Собаки-детекторы - удовольствие дорогое, потому предпринимались попытки заменить их высокими технологиями. Но искусственный нос подобной чувствительности создать пока не удалось. У собаки на каждом сантиметре слизистой носа находится 20 рецепторов, способных распознавать запахи. В искусственном носу не воссоздали и половины. А у человека, если кому интересно, таких рецепторов всего четыре.
Янсет, он же Крош
В лаборатории сейчас работают 12 собак. Есть бигль, длинношерстные таксы, дратхаары и австралийские хилеры. "На службу берем только мелкие и средние охотничьи породы", - говорит начальник отделения исследования запаховых следов человека Эспертного криминалистического центра ГУ МВД России по Московской области подполковник полиции Руслан Гандалипов. Животных покупают только в питомниках, причем криминалисты будущих детекторов долго и тщательно выбирают. "Есть несколько критериев, по которым идет отбор щенков, - они должны быть самостоятельными, любопытными и с крепкой психикой", - поясняет Гандалипов. В других лабораториях пытались обучить экспертизе дворовых собак - не зря же говорят, что они самые умные. Но потом от идеи отказались - психика у них оказалась слабовата.
Потому бегают по лаборатории в Сергиевом Посаде Янсет Гленжет Аури, Легенда Севера Гламурный Гоша и еще 10 хвостов с громкими именами, свидетельствующими о благородном происхождении. А в просторечии они Сема, Гоша, Глаша, Крош. Каждый из них девять месяцев учился распознавать запахи пота и крови, сравнивать и идентифицировать их. И каждый будет работать 12-15 лет. Все это время собаки взаимодействуют только с экспертами лаборатории и если и покидают ее, то только в сопровождении знакомого им человека. А выезжать им приходится на помощь в расследовании преступлений в соседние области, где подобных лабораторий нет.
Запах разложен по банкам
Нам показали, как собирают запахи, с которыми потом работают псы-детекторы. Предмет с места преступления - хоть тот же подголовник от водительского сиденья - помещают в стеклянную емкость. Сверху набрасывают стерильных салфеток, которые станут сборником запаховых следов. Дальше из емкости откачивают воздух, заливают жидким азотом и ставят на водяную баню. Вода нагревает емкость снизу, азот охлаждает сверху. Разница температур создает конденсат, который оседает на салфетках. Это и есть чистый запах предмета с отпечатанным на нем человеческим ароматом. Если подозреваемых в данный момент нет, запах можно убрать в морозильную камеру, где он без проблем пролежит несколько лет.
Как только появляется подозреваемый, у него берут такую же запаховую пробу. Ознакомившись с ней, собака идет в зал экспертиз, где по кругу расставлены несколько банок, в одной из которых находится запах того самого подголовника. В остальных - запахи других подголовников, некоторые новые, другими уже пользовались. "Смысл в том, чтобы во всех банках был запах исследуемого предмета, а не так, что в одной емкости подголовник, а в другой - зажигалка", - объясняет Валерия Новикова. Пес-детектор идет по кругу, обнюхивая каждую банку. И садится, как только узнает запах, которым ему предложили "полакомиться" в другой комнате. После этого приводят следующую собаку, затем еще одну. Если все три усаживаются возле одной банки, причастность подозреваемого считается доказанной. "А если две сели, а одна нет?" - задаю вопрос. Новикова пожимает плечами: "Такого у нас еще не было".
Иногда говорят: как можно животному давать решать судьбу человека? Но собака здесь выступает в качестве лаборатории, исследующей то, что другими способами исследовать невозможно. Как говорят криминалисты, чаще всего подобную экспертизу заказывают при расследовании преступлений, связанных с половой неприкосновенностью, и совершенных в отношении детей. Ребенок после насилия обычно находится в таком стрессе, что не в состоянии описать даже примерную внешность человека, которому смотрел прямо в лицо. Но запах пота преступника, усиленный адреналином, остается на детской одежде. Других следов может и не остаться, если насильник будет в перчатках и позаботится о средствах предохранения.
Криминалисты рассказывают о случаях, когда преступника находили по запаху пота, оставшемуся на ручке молотка, с которого были стерты все отпечатки пальцев. Или по аромату, "считанному" псом-детектором с капли крови, оставленной убийцей на одежде жертвы пять лет назад. "Наши собаки никого ни в чем не обвиняют. Они лишь помогают ответить на вопрос, был ли подозреваемый на месте преступления, имел ли контакт с уликами", - подчеркивает Новикова. И главное - псов-детекторов сбить с толку нельзя. Им не мешают никакие другие ароматы - ни парфюм, ни чеснок, ни краска, ни одежда из чистой животной шерсти. Они реагируют только на пот и кровь.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи